|
Изменились и представления о
пространстве. В эпоху рококо даже большое по площади помещение должно было
производить впечатление будуара. Декораторы неоклассицизма стремились к
обратному эффекту — они создавали иллюзию большого, масштабного пространства
независимо от реальных размеров комнат и залов. 122 ИСКУССТВО
ИТАЛИИ АРХИТЕКТУРА
ПОЗДНЕГО БАРОККО И НЕОКЛАССИЦИЗМА В XVIII в. масштабы строительства в Италии
сократились, так как многие итальянские государства были охвачены
экономическим кризисом. Архитектор Филиппо Ювара (1678—1736)
выполнял заказы в Португалии и Испании (мастер умер в Мадриде во время работы
над проектом королевского дворца). Однако лучшие его постройки находятся в
Турине (на северо-западе Италии). Прежде всего это величественные и
одновременно очень гармоничные монастырь и церковь Суперга (1715—1731 гг.),
расположенные на высоком холме и определяющие облик города. В плане храм
напоминает древнеримский Пантеон: центрическое здание с монументальным
портиком увенчано куполом. В Наиболее крупная работа Ювары —
королевский охотничий замок Ступиниджи близ Турина (1729— 1734 гг.). К
центральной части мощного дворцово-паркового комплекса — двухъярусному
овальному залу с куполом — ведёт ряд дворов с узкими аллеями. Позади зала расположен
парк. В Риме в XVIII в. строили не так много и оригинально, как
раньше. В ансамбле знаменитого фонтана Треви и палаццо Поли
(1732 —1762) гг., архитектор Никколо Сальви, скульпторы Пьетро Браччи и Джованни
Баттиста Маини) большие размеры архитектурных деталей и скульптурного
убранства производят впечатление не монументальности, а скорее громоздкости.
В этом комплексе уже нет изящества лучших памятников барокко. И всё же в римской архитектуре
позднего барокко появилось подлинно прекрасное сооружение — это великолепная
лестница на Филиппо
Ювара. Церковь
Суперга. 1715—1731 гг. Турин. Филиппо
Ювара. Замок Ступиниджи близ Турина. 1729—1734 гг. 123 Пьетро
Браччи, Джованни Баттиста Маини. Фонтан
Треви. 1732—1762 гг. Рим. площади Испании (1721 — 1725 гг.,
архитекторы Алессандро Спекки и Франческо де Санктис). Мастера должны были
соединить пространство небольшой площади Испании с храмом Санта-Тринита деи
Монти, расположенным на высоком холме. Лестница, окаймлённая балюстрадой,
сначала описывает овал перед фасадом храма и стоящим у входа обелиском, затем,
словно река, разделяется на два «рукава», вновь сливается и, наконец,
расширяется перед пространством площади. По широким и низким ступенькам очень
удобно подниматься и спускаться. Эта лестница зрительно увеличивает размеры
площади и помогает почувствовать, как хорош строгий фасад церкви. |