|
Юбер
Робер. Античный храм в Ниме. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 121 *Инкрустация (лат. incrastaiio — «покрытие корой») — украшение изделий и
зданий изображениями из различных материалов (дерева, металла, мрамора и
др.), которые врезаны в поверхность и отличаются от неё цветом. **Панно (франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф)
для украшения стен, потолка. ***Будуар (франц. boudoir) — небольшой кабинет, приёмная хозяйки дома,
предназначенная для общения с близкими людьми; мебель для такой комнаты. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО В декоративно-прикладном искусстве
Франции XVIII в. наиболее интересно оформление интерьера. Внутреннее убранство помещения в
стиле рококо делало пространство лёгким и хрупким. Стены казались тонкими, прямые
углы тщательно маскировались, особую популярность приобрели овальные формы.
Важную роль играли ширмы и передвижные плоские стенки, зрительно изменяющие
простран- СЕВРСКИЙ ФАРФОР Во Франции изготовлять фарфоровые
изделия начали в конце XVII в., расцвет этого ремесла пришёлся на
середину XVIII столетия, и связан он был прежде всего с королевской мануфактурой в
городе Севре. В течение десяти лет (с 1757 по Сервиз
с камеями. Севрский фарфор. 1778—1779 гг. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. ство. Стены оформлялись инкрустацией
и маленькими живописными панно с пейзажами. В цветовой гамме обоев и обивки
мебели преобладали бледные тона — голубой, нежно-розовый, серовато-жемчужный.
Именно таковы интерьеры отеля Субиз в Париже (1735— 1740 гг., мастер Жермен
Боффран) и замка в городке Шан (середина XVIII в., мастер Кристоф Гюе). Здесь представлена
характерная для рококо мебель: маленькие изящные кресла, столики и кушетки с
изогнутыми ножками, золочёные бра и подсвечники с тонкими причудливыми
очертаниями. Большой популярностью пользовались
тогда декоративные композиции, выполненные в стиле шинуазри
(франц. chinoiserie — «китайщина»). Мода на китайские ширмы, фарфор и
лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод,
мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую
картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями. В середине 60-х гг. XVIII в., с развитием неоклассицизма, убранство
помещений стало простым и изысканно строгим. Яркий пример нового стиля —
интерьеры покоев Людовика XV в Версале, выполненные Жаком Анжем Габриелем в
1735—1774 гг. Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты.
На смену изогнутым формам рококо пришли строгие прямые линии. Вместо
прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились
беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны. |