|
«ГОВОРЯЩАЯ
АРХИТЕКТУРА» Французский философ-просветитель и
художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или
живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать
зрителя, иначе оно будет немо». Искусство эпохи Просвещения должно было «говорить»,
и архитектура также стала «говорящей», чтобы донести до зрителя «послание»,
содержащееся в художественном произведении. Таким «посланием» могло быть и
само назначение здания: например, мощные колонны, поставленные у входа в банк,
«говорили» о его надёжности и солидности. Самым забавным примером был
неосуществлённый проект коровника в виде гигантской коровы (архитектор Жан
Жак Лекё). Архитекторы использовали также более трудные для понимания формы:
например, куб как символ правосудия, шар как символ общественной морали и т.
п. Большинство проектов «говорящей
архитектуры» были утопическими — они остались лишь на бумаге в виде планов,
чертежей, разрезов (их нередко называют «бумажной архитектурой»). Среди тех,
кто создавал подобные проекты, особое положение занимали два мастера — Этьен
Луи Булле и Клод Никола Леду. Карьера Этьена Луи Булле (1728— 1799)
как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил только ряд
интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В 80-е гг. Булле целиком посвятил
себя «бумажной архитектуре» и создал более ста проектов. Свои здания он называл
«архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные
формы — сферу, конус, куб. Все они должны были освещаться таинственным светом
и отбрасывать сильные тени. Излюбленным жанром архитектора были
погребальные сооружения, самое знаменитое из которых — Кенотаф Ньютона ( *Кенотаф (от греч.
«кенотафион» — «пустая могила») — ложная, не содержащая погребения могила.
Кенотафы создавались в Древнем Египте, Греции, Риме, на Среднем Востоке, в
средневековой Европе в случаях, когда умершего (погибшего на чужбине) нельзя
было похоронить. В ПОИСКАХ
ПРОСТОТЫ. ПРИМИТИВНАЯ ХИЖИНА Стремление к простым, геометрически
правильным формам — характерный признак французской неоклассицистической
архитектуры — особенно усилилось в середине XVIII в. Это было связано с появившейся в Основная идея Ложье заключалась в
том, что примитивная хижина древнего человека стала прототипом для всей последующей
архитектуры. Отвергая богатство архитектурного убранства эпохи Возрождения и
барокко, Ложье призывал молодых мастеров строить простые здания, используя лишь
самые необходимые элементы. На фронтисписе (рисунке, помещаемом
слева от титульного листа) книги Ложье изображена женская фигура с циркулем и
угольником в руках, символизирующая собой Архитектуру. Она указывает на
сложенную из стволов деревьев хижину. Поставленные вертикально стволы
впоследствии будут колоннами, положенные на них горизонтально — перекрытием, а
перекрещивающиеся наверху ветви, которыми выстлана крыша, — фронтоном. |