|
Влияние Ложье было огромным, и
стремление к простоте стало господствующим. Особую популярность завоевали
геометрические формы — куб, конус, сфера, пирамида, цилиндр. Идеи Ложье близки взглядам
французского писателя и философа Жана Жака Руссо, идеализировавшего
«естественное состояние» человека и проповедовавшего возвращение к природе.
Многие аристократы того времени строили в своих усадьбах специальные «деревни»
и «молочные фермы», где сами доили коров. Такую ферму соорудила и супруга
короля Людовика XVI Мария Антуанетта в парке Малого Трианона в Версале. 109 Этьен
Луи Булле. Проект
Кенотафа Ньютона.
Рисунок. Национальная
библиотека, Париж. В этом проекте зодчий обратился к
форме Земли — сфере. В то же время она напоминает и о яблоке, упавшем на
Ньютона (согласно преданию, учёный открыл закон всемирного тяготения в саду,
под яблоней). Кенотаф Ньютона, конечно, не построили. Проекты Булле были абсолютно
непрактичными; в XVIII в. его бесконечные гигантские колоннады просто нельзя было возвести.
Крохотные человеческие фигурки, изображённые на его рисунках, лишь подчёркивают
грандиозность замыслов архитектора, предназначенных «для вечности». В отличие от Булле Клод Никола Леду
(1736—1806) осуществил многие свои проекты на практике. К «говорящей
архитектуре» Леду обратился в 80-е гг. В нести весь город трёхметровой стеной
протяжённостью двадцать три километра. На въездах в Париж Леду хотел
расположить таможенные заставы. Стена не была построена, и до наших дней
сохранилось лишь четыре заставы. Все они имеют простые геометрические формы,
некоторые украшены колоннами или фронтонами, очень необычными по своим пропорциям. Для Леду заставы
были лишь предлогом, чтобы возвести монументальные триумфальные сооружения на
въездах в Париж. Но многие современники критически отнеслись к проекту архитектора.
Одни сравнивали Пояс застав Парижа с тюремными стенами и кладбищенскими
оградами, другие вообще считали, что храмовые формы не подобают «прозаическим»
сооружениям. Однако больше всего Леду прославился
своим проектом идеального города будущего Шо. Проект был опубликован в Клод
Никола Леду. Застава
Ла Виллет. 1785—1789 гг. Париж. Клод
Никола Леду. Проект
города Шо. Иллюстрация из книги «Архитектура, рассмотренная с точки зрения
искусства, нравов и законодательства». 110 ных сооружений: мост через реку Лу
(где роль опор играли галеры), Дом директора источника реки Лу (цилиндр,
сквозь который проходило русло реки), Дом лесоруба (пирамида, сложенная из
брёвен) и другие, в которых принципы «говорящей архитектуры» воплотились
наиболее полно. Современники иронизировали, что, если бы Леду надо было построить
Дом пьяницы, он сделал бы его в форме бутылки. |