|
Город Шо был задуман Леду как новая
социальная модель общества. Так, в нём не было ни тюрьмы, ни больницы, потому
что в будущем исчезнут преступления и болезни. Вместо тюрьмы архитектор хотел
построить храм Мира и Дом образования, а вместо больницы — общественные бани.
Леду спроектировал также храм Добродетели и церковь, но не обычную, а предназначенную
для различных семейных обрядов (рождений, свадеб, похорон). Эти обряды должны
были создавать в городе весёлое или грустное настроение, влияя тем самым на
развитие общественной морали. Своим проектом города будущего
зодчий пытался доказать, что архитектура обязана воспитывать и просвещать
людей. Леду не только обустраивал мир как архитектор, но и создавал его
идеальную модель как философ. СКУЛЬПТУРА Почти каждый из французских
скульпторов XVIII в. работал одновременно в разных жанрах — и в историко-мифологическом, и
в портретном. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и
неоклассицизму — также было весьма свободным. Один и тот же мастер с лёгкостью
переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицистическим
композициям. В начале XVIII столетия традиции классицизма развивал
скульптор Эдм Бушардон (1698-—1762). Самые известные его работы — фонтан Гринель
и статуя Людовика XV на одноимённой площади в Париже (ныне площадь Согласия). Но наибольшее
число произведений он создал в жанре портрета, преимущественно женского. Для
этих работ Бушардона характерны утончённость, изящество и аристократизм. Наиболее известным мастером рококо
был Жан Батист Лемуан Младший (1704—1778), выполнивший скульптурные украшения
для интерьеров отеля Субиз в Париже. Грациозность поз, тонкий лиризм, необычная
асимметричность композиций отличают его статуи, которые гармонично дополняют
убранство залов в стиле рококо. Лемуан обладал и незаурядными педагогическими
способностями: из его мастерской вышли два выдающихся скульптора середины века
— Пигаль и Фальконе. Жан Батист Пигаль (1714—1785) был
прозван современниками Беспощадным, поскольку в портретах он Жан
Батист Пигаль. Меркурий,
завязывающий сандалию. Около *Галера (итал. galera) — деревянное гребное военное судно,
созданное в Венеции в VII в. 111 никогда не идеализировал модель.
Например, в автопортрете, выполненном в Другой ученик Лемуана, Этьен Морис
Фальконе (1716—1791), виртуозно владевший техникой ваяния, отличался блестящей
эрудицией: прекрасно знал античную скульптуру, древние языки и литературу (а
ведь он, придя в восемнадцать лет в мастерскую Лемуана, почти не умел читать и
писать). Более десяти лет Фальконе руководил фарфоровой мануфактурой в Севре
(близ Парижа). Его маленькие композиции в стиле рококо на античные сюжеты —
«Грозящий Амур», «Пигмалион и Галатея», «Аполлон и Дафна» и другие (50—60-е
гг.) — тонко передают оттенки настроения, а фарфор словно обработан ювелиром.
Но всю жизнь мастер тяготел к монументальным и драматичным образам. |