Предыдущая Следующая
114
ФРАНСУА БУШЕ
(1703—1770)
С развитием стиля рококо во
французской живописи связано творчество Франсуа Буше. Тонкие изысканные формы,
лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность
движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой
напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. Но у Буше исчезло ощущение
неустойчивости, изменчивости ситуации, которое составляло смысл произведений
Ватто. Художника больше интересуют не сами персонажи, а гармоничное сочетание
человеческих фигур, пейзажа и натюрморта.
Франсуа
Буше. Лежащая девушка. 1752 г.
Старая пинакотека, Мюнхен.
Франсуа
Буше. Купание Дианы. 1 757 г.
Лувр, Париж.
двух самых известных в Париже трупп —
итальянской и французской комедии. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г.) должна была
использоваться как вывеска комедийной труппы. Главный персонаж произведения —
Жиль, французский вариант Пьеро (героя итальянской комедии масок), —
неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для
насмешливой жалости. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекина.
Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Нелепая поза делает его фигуру
мешковатой и скованной. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то
странной серьёзностью. Перед ним — зрители, позади — актёры, но он совершенно
одинок. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих лёгкого,
незамысловатого веселья. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он
словно
Антуан
Ватто.
Жиль.
Около
1720 г.
Лувр, Париж.
115
Антуан
Ватто.
Вывеска
лавки Жерсена.
1 720 г.
Музей
Шарлоттенбург,
Берлин.
смотрел на свою модель снизу вверх).
Так в XVIII в. писали парадные портреты. И это резко противопоставляет Жиля
остальным персонажам. Актёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои
подлинные чувства, во многом близок самому живописцу.
В 1720 г., за год до смерти,
Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной
лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». (Когда её купили, то разрезали пополам.
Получилось как бы две картины.) Её тема — повседневная жизнь модного магазина
произведений искусства. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия,
делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно
представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины
изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй —
игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Остроумно, тонко показаны
персонажи и их пристрастия: здесь можно увидеть и глупое поклонение пустой, но
модной живописи, и трепетное восхищение подлинными шедеврами. Произведение,
предназначавшееся для рекламной вывески, воплотило глубокие размышления
художника об искусстве и о себе.
Творчество Ватто справедливо
связывают с началом короткой, но очень яркой эпохи рококо. «Галантные сцены»
стали популярным жанром, и у мастера появилось немало последователей. Однако
даже самые даровитые из них не пошли дальше создания изящных и легкомысленных
сценок; ни один не смог передать атмосферу сложной психологической игры,
составляющей главную прелесть произведений Антуана Ватто. Предыдущая Следующая
|