|
В Париже Ватто познакомился с
известным банкиром и коллекционером Пьером Кроза, который по достоинству
оценил талант молодого живописца. Вероятно, через Кроза и его друзей Ватто
приобщился к воззрениям неоэпикурейцев — философствующих литераторов и интеллектуалов
из аристократической среды. Они считали себя последователями древнегреческого
философа Эпикура, который, по их мнению, призывал искать в жизни прежде всего
счастья и наслаждения. Действительность с её утомительными повседневными
делами, трудностями и страданиями не способна принести человеку настоящее
счастье. Путь к нему лежит через мечту, через умение превратить жизнь в Жан
Антуан Гудон. Вольтер,
сидящий в кресле. 113 Антуан
Ватто. Общество
в парке. 1717—1718 гг. Картинная галерея, Дрезден. некое возвышенное театрализованное
действо. В доме Кроза устраивали так называемые
«галантные празднества». Это были настоящие спектакли, длившиеся неделями.
Участники переодевались крестьянами или античными персонажами. Необходимой
частью этих празднеств был изощрённый любовный флирт. Тонкая система
ухаживаний, намёков давала возможность испытать особые чувства — сильные, но
не переходящие в страсть, яркие, но деликатные и утончённые. Антуан Ватто, тонкий наблюдатель,
сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. Им
посвящены такие полотна, как «Отплытие на остров Киферу» ( «Галантные сцены» Ватто поражают
лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью. Красочные мазки образуют мелкую
дрожащую рябь на траве и невесомую воздушную массу в кронах деревьев.
Лессировки — тонкий слой прозрачной краски, который наносится на плотный слой
живописи, — передают холодное мерцание шёлковых нарядов, а энергичные удары
кистью — влажный блеск глаз или внезапно вспыхнувший румянец. С особым мастерством
Ватто создаёт ощущение воздушной среды, и вся сцена превращается в видение,
утончённую игру фантазии. Виртуозно расставленные цветовые акценты сообщают
действию особое внутреннее напряжение, лишают его устойчивости, заставляя
зрителя понять, что радость длится лишь миг, а герои живут искусственными,
иллюзорными чувствами. И это придаёт «галантным сценам» пронзительную грусть,
противопоставленную наигранному веселью героев. «Галантные сцены» были для Ватто
прекрасным спектаклем, перенесённым в реальную жизнь. Однако подлинные актёры
на сцене интересовали его не меньше. Художник постоянно посещал представления Антуан
Ватто. Затруднительное
предложение. |