|
Итогом серии таких повествований
стал цикл из шести картин «Модный брак» (1742— 1744 гг.). Сюжет, обычный для
Хогарта, был очень злободневным: неравный брак по расчёту между разорившимся
аристократом и богатой девушкой из буржуазной семьи. После брачной сделки,
заключённой родителями (картина «Брачный контракт»), молодые быстро понимают,
что они чужие друг другу люди («Вскоре после свадьбы»). Разочарованный супруг
проводит время в кутежах с нежелательными последствиями для здоровья («Визит к
шарлатану»), а новоявленная «светская леди», разумеется, заводит роман
(«Будуар графини»). Однако заурядная житейская история оборачивается
трагедией: в поединке с любовником жены погибает граф («Дуэль и смерть
графа»), а незадачливая графиня принимает яд и в мучениях умирает в родительском
доме («Смерть графини»). В полотнах этого цикла уже нет
нравоучительного тона, а сам автор Уильям Хогарт. Брачный
контракт. Из серии «Модный брак».
1742—1744 гг. Национальная галерея, Лондон. 145 порой превращается из
обличителя в психолога, стремящегося понять своих героев. Например, в картине «Вскоре после свадьбы» много
забавных деталей: граф, расслабившись после ночного кутежа, не замечает, что
собачка вытаскивает у него из кармана дамский чепчик; графиня пьёт кофе, как
настоящая знатная дама, но при этом вульгарно потягивается за столом. Но
благодаря мягкому изысканному колориту становится понятно, что мастер высмеивает
ситуацию, а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара предстаёт жертвой
безнравственности, царящей в обществе, и вызывает у зрителя не насмешку, а
скорее сочувствие. Хогарт одним из первых среди
английских художников объединил групповой портрет с бытовым жанром в так
называемой «сцене собеседования» («Семья Строуд», Живописец создавал и традиционные
портреты, показывая прекрасную технику и тонкое понимание психологии моделей.
Он позволял им выставлять напоказ при позировании лучшие (с их точки зрения)
качества. Художник изображал своих персонажей с юмором, порой одной деталью
раскрывая то, что они тщательно старались спрятать. Например, в знаменитом
парадном портрете капитана Корема ( Картина «Девушка с креветками»
(около Уильям Хогарт. Автопортрет. Эта
картина выполнена Хогартом в пору расцвета его мастерства. С мягким юмором
художник «увековечил» себя для потомков на портрете, вставленном в раму
(получился своеобразный «портрет в портрете»). Перед ним помещено всё, что
дорого мастеру: палитра, книги и... любимая собачка, поразительно похожая на
хозяина. Надписи на корешках книг говорят о его литературных вкусах. |