|
Уильям Хогарт. Слуги. 60-е гг. XVIII в. Национальная галерея, Лондон. Композиция
относится к позднему периоду творчества Хогарта. Горничные, камердинеры,
управляющий расположены строго по кругу. Их лица поражают своей «заурядностью»,
в них нет ни красоты, ни тонкого психологизма. Но именно такие они и дороги
мастеру. 146 Уильям Хогарт. Девушка с креветками.
Около Джошуа Рейнолдс. Портрет адмирала Хизфилда.
1787—1788 гг. Национальная галерея, Лондон. ДЖОШУА
РЕЙНОЛДС (1723—1792) Портретист Джошуа Рейнолдс был
первым среди английских мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии,
Фландрии, Германии и Франции. Блестящее художественное образование,
превосходное знание основных направлений современного искусства позволили ему
свободно соединить в своём творчестве черты разных стилей. Выбирая для портрета тот или
иной стиль, мастер учитывал прежде всего характер и род деятельности модели.
Так, адмирала Хизфилда художник представил на фоне поля битвы с клубящимся дымом
и багровым закатом (1787— 1788 гг.). Известных литераторов и актёров Рейнолдс
окружал аллегорическими фигурами, а порой, следуя традиции классицизма,
изображал в виде античных или исторических персонажей («Элизабет Шеридан в виде
Святой Цецилии»; «Сара Сиддонс в виде музы трагедии», 1783— 1784 гг.). Всю свою жизнь Рейнолдс много
и охотно писал детей. В зависимости от происхождения и условий заказа он
по-разному изображал их. Так, в портрете мальчика из семьи Кру ( Джошуа Рейнолдс. Сара Сиддонс в виде музы трагедии. 1783—1784 гг. Галерея Хантингтон, Сан-Марино (США). Знаменитая
трагическая актриса Сара Сиддонс изображена восседающей на троне в облаках. По
обеим сторонам от неё — фигуры муз, погружённые в тень, в то время как на
героиню эффектно падает свет. Поза её горделива и величественна, лицо, показанное
почти в профиль, озарено вдохновением. Яркий и сочный колорит, характерный для
барокко контраст света и тени подчёркивают патетический дух изображения. Прибегая
к традиционным приёмам идеализации модели, Рейнолдс тем не менее избежал
напыщенности: создаётся впечатление, что героиня изображена на сцене и играет
роль. Её портрет превратился в живописный символ актёрского искусства. 147 Джошуа Рейнолдс. Девочка с земляникой. Галерея Уоллес, Лондон. портреты короля Генриха VIII кисти
Ханса Хольбейна Младшего. Ребёнок увлечённо играет роль «маленького монарха»,
сохраняя при этом эмоциональность и детскую непосредственность. Совсем иначе Рейнолдс написал
свою племянницу («Девочка с земляникой», |