Предыдущая Следующая
149
Томас Гейнсборо.
Супруги Эндрюс. 1749 г. Национальная
галерея, Лондон.
В 1759 г. Гейнсборо перебрался
в Бат — аристократический курорт. Именно здесь он познакомился с творчеством
Антониса ван Дейка. Парадные портреты знаменитого фламандца оказали сильное
влияние на художника.
Успех у богатых заказчиков позволил
Гейнсборо в 1774 г.
переехать в Лондон. Он участвовал в выставках Королевской академии искусств, постоянно
общался с известными художниками, актёрами, музыкантами.
Творческая личность —
источники её вдохновения, особенности её внутреннего мира — стала одной из ведущих
тем его портретов лондонского периода.
В 80-х гг. Гейнсборо создал
портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли-Шеридан (1783 г.) и выдающейся
трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает
нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: тёмно-коричневые краски
вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно
заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж
воспринимается как отражение душевного состояния женщины.
Портрет Сары Сиддонс совсем
иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм,
бархатная драпировка-занавес, написанные с большим мастерством. В облике
актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен.
Сиддонс-актриса скрывает от зрителя Сиддонс-женщину.
Томас Гейнсборо.
Мальчик в голубом. Около 1770
г. Галерея Хантингтон, Сан-Марино (США).
Герой портрета,
друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения,
блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.
Томас Гейнсборо. Утренняя
прогулка.
Около 1785—1786 гг.
Национальная галерея, Лондон.
150
Томас Гейнсборо.
Портрет Сары Сиддонс. 1785 г.
Национальная галерея,
Лондон.
Томас Гейнсборо.
Дама в голубом. Не позднее
1780 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Главный жанр в живописи
Гейнсборо — это портрет, но сам художник считал себя прежде всего пейзажистом.
Он нередко тяготился работой над портретами, и его очень огорчало скептическое
отношение к пейзажу в академических кругах.
На пейзажи Гейнсборо повлияла
голландская традиция XVII в. Как и голландские
художники, он изображал живописные сельские виды, обязательно включая в них
человека. Герои обычно показаны в пути («Повозка», 1767 г.; «Возвращение крестьян
с рынка», 1767—1768 гг.; «Речной пейзаж с фигурами в лодке», 1768— 1770 гг., и
др.). Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах:
приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток,
песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски
живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к
тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и
гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную
переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками,
свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его
творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой
половине XIX в. Предыдущая Следующая
|