|
Английское декоративно-прикладное
искусство получило в XVIII в. общеевропейское
признание. Прежде всего это относится к изготовлению посуды и мебели. В середине столетия Джозайя
Веджвуд (1730—1795) создал новую технологию производства фаянса. Фаянсовые
изделия традиционно считались более грубыми, чем фарфоровые, и ценились
дешевле. Но фаянс Веджвуда по тонкости и изяществу соперничал с фарфором.
Веджвудские сервизы, расписанные изысканными, нежными по колориту видами английских
усадеб с парками, особняками, замками, стали пользоваться огромной популярностью
в Европе. В конце XVIII в. Веджвуд изобрёл особую керамическую массу, позволяющую создавать
сверхпрочные изделия с очень тонкими стенками. Из этого материала он делал
копии знаменитых античных камей (драгоценных и полудрагоценных камней с
выпуклым изображением) и рельефов в духе неоклассицизма. Строгие композиции с
белыми фигурками на цветном фоне вешали на стены, ставили на стол или украшали
ими спинку кресла, что придавало интерьеру столь популярный в ту эпоху
античный колорит. Английская мебель, славившаяся
своей элегантностью и высоким качеством, изготовлялась с учётом особенностей
того или иного стиля в современном искусстве. Изделия фирмы Томаса Чиппендейла
(1718— 1779) тесно связаны со стилем рококо. Мастера использовали до блеска
отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде
звериных лап. Однако в отличие от изделий французского рококо мебель
Чиппендейла очень удобна и практична. В интерьерах в духе неоклассицизма
прекрасно выглядели вещи фирм «Эпплуайт» и «Шератон». Их мебель, напротив,
отличалась благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Обычно
она имела прямые четырёхгранные ножки, но порой им придавалась форма круглой
колонны. Популярными были спинки кресел в виде античной лиры или щита с
орнаментом. Интересно, что в работе фирмы «Шератон» нередко принимали участие
архитекторы, которые проектировали мебель для своих построек (в частности,
известный мастер неоклассицизма Роберт Адам). Фарфор фирмы «Веджвуд». XVIII в. Кувшин фирмы «Веджвуд». XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Брошь фирмы «Веджвуд». XVIII в. Мебель фирмы «Шератон». XVIII в. Мебель фирмы «Чиппендейл».
XVIII в. 153 ИСКУССТВО
ГЕРМАНИИ В XVIII в.
Германия оставалась раздробленной на множество мелких королевств, герцогств и
княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель сохранялось
крепостное право) не способствовали развитию страны. Но именно к этому времени
относится творчество выдающихся деятелей науки и культуры, таких, как
писатель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте, философ
Иммануил Кант, композитор Иоганн Себастьян Бах, и многих других. Наиболее интересные и
значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в
трёх немецких государствах — Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии
в первой половине XVIII
столетия благодаря тесным художественным
контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые
итальянские мастера: в Вюрцбурге — художник-монументалист Джованни Баттиста
Тьеполо, а в Дрездене — мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто. |