|
АРХИТЕКТУРА
И СКУЛЬПТУРА С Баварией связано творчество
архитектора Бальтазара Неймана (1687—1753). Самой крупной постройкой Неймана
стала резиденция архиепископа-курфюрста Франконии (1719—1744 гг.) в Вюрцбурге,
расписанная Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень
протяжённым фасадом — сто шестьдесят семь метров. Чтобы избежать однообразия, Нейман оформил фасад крупными
ризалитами. Нижний этаж выполнен строго и просто; верхние украшены
скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуются гармония и
тонкий вкус. В интерьере дворца особенно сильное впечатление производит
парадная лестница — монументальная и изысканная. Старшим современником Неймана
был архитектор Маттеус Даниель Пёппельман (1662—1736), работавший
преимущественно в Саксонии. Основное дело его жизни — строительство в Дрездене
парадной рези- Бальтазар Нейман. Дворец
архиепископа-курфюрста Франконии. 1719—1744 гг. Вюрцбург. *Ризалит (от шпал. risalita —
«выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада. 154 Маттеус Даниэль Пёппельман.
Цвингер. 1711—1728 гг. Дрезден. денции курфюрстов Саксонии под
названием Цвингер (1711 — 1728 гг.). Она была возведена у крепостного рва, где
в Средние века держали диких зверей (нем. Zwinger — «клетка для зверей»). Обширный двор, предназначенный для празднеств,
Пёппельман окружил с трёх сторон двухэтажными павильонами, которые соединил
одноярусными галереями с застеклёнными арками. Особенно выразительна галерея, в
центре которой возвышается причудливой формы купол «ворот под короной».
Сооружение пышно украшено в стиле барокко (скульптуры для него выполнил
австрийский мастер Бальтазар Пермозер). Весь ансамбль кажется пронизанным
светом, радостным, праздничным настроением. Пышность убранства, стремление
к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Саксонии
в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова дворцовая церковь в Дрездене
(1738— 1756 гг.), созданная архитектором Гаэтано Кьявери (1689—1770). Необычно
выполнен её западный фасад: прямо над входом расположена колокольня, высота и
обилие украшений которой сразу притягивают к себе внимание. Интересен протестантский храм
Фрауэнкирхе (1726—1743 гг.) в Дрездене, построенный архитектором Георгом Бером
(1666—1738). Облик дрезденского храма (он разрушен во время Второй мировой
войны) был строг, даже суров: использовались лишь простые плоские
архитектурные украшения, скульптура отсутствовала. Бер попытался показать, что
архитектура барокко прекрасно может передавать строгий и сосредоточенный дух
протестантского богослужения. Франсуа Кювилье. Дворец Амалиенбург близ Мюнхена. 1734—1739 гг. Небольшой
одноэтажный дворец Амалиенбург возведён французским архитектором Франсуа
Кювилье (1695—1768). Позднее он стал частью Нимфенбурга — загородной резиденции
королей Баварии (она расположена к западу от Мюнхена). Интерьеры дворца
выполнены в стиле рококо, однако по сравнению с французскими образцами они
более пышные и немного тяжеловесные. Внешний облик дворца, напротив, отличается
изяществом. |