|
155 Георг Венцеслаус
Кнобельсдорф. Замок Шарлоттенбург. Берлин. Для короля Пруссии Фридриха II (1740—1786
гг.) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699— 1753) построил в Потсдаме,
пригороде Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси (1745—1747 гг.), что в
переводе с французского означает «без забот». Это вытянутое одноэтажное
здание с изящной балюстрадой по карнизу — наиболее удачный пример немецкого
рококо. В его центре — овальный зал,
крытый куполом. Полукруглый парадный двор окружён колоннадой. Огромные
окна-двери паркового фасада, делающие стену почти прозрачной, и плавно
сбегающие в парк лестницы-террасы создают ощущение единства природы и
дворцовых интерьеров. Все элементы — скульптура, декоративная живопись, мебель,
зеркала — образуют цельный, Георг Венцеслаус
Кнобельсдорф. Сан-Суси. 1745—1747 гг. Потсдам. 156 Георг Венцеслаус
Кнобельсдорф. Сан-Суси. 1745—1747 гг. Потсдам. тщательно продуманный
ансамбль. Своей изысканной простотой резиденция должна была создавать ощущение
гармонии, настроить на особое восприятие мира — радостное и беззаботное. Но именно в Пруссии постепенно
сложилась архитектура немецкого неоклассицизма — холодная, тяжеловесная,
официальная. Яркий пример тому — Бранденбургские ворота в Берлине (1788—1791
гг.), образцом для которых архитектор Карл Готхард Лангханс (1732—1808) избрал
Пропилеи — парадный вход на Акрополь в Афинах. Гигантское сооружение
Лангханса с двенадцатью стоящими попарно колоннами, скорее мрачное, чем
величественное, демонстративно торжественное, оказалось очень созвучно
архитектуре следующего, XIX столетия. Парадность и пышность отличают
произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера
(около 1660—1714). Так, в конном бронзовом памятнике Карл Готхард Лангханс.
Бранденбургские ворота. 1788—1791 гг. Берлин. 157 Андреас Шлютер. Памятник курфюрсту
Фридриху Вильгельму II. Фрагмент. 1696—1703 гг. Берлин. курфюрсту Фридриху Вильгельму II в
Берлине (1696—1703 гг.) Шлютер, стремясь возвеличить своего героя, облачил его
в античное одеяние и парик по моде XVII в. Композицию дополняют
статуи скованных рабов, подпирающие постамент и олицетворяющие побеждённых
врагов Пруссии. Каждая деталь показывает очень высокое мастерство скульптора и
тонкое чувство материала, но всё вместе это напоминает официальную хвалебную речь. Андреас Шлютер. Памятник курфюрсту
Фридриху Вильгельму II. 1696—1703 гг. Берлин. ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ Творчество Адама Эльсхеймера
(1578—1610), безусловно, самое яркое явление в немецкой живописи XVII
в., хотя его работы очень легко обвинить в
эклектизме — механическом соединении черт разных стилей. Традиции немецкого
Возрождения, венецианской живописи XVI в.,
маньеризма и барокко — всё это порой сочетается в одной его картине. Вместе с
тем произведения Эльсхеймера по-настоящему талантливы и самобытны, они точно
отразили особенности его эпохи — переходного времени, когда разные стили переплетались
и одновременно противостояли друг другу. Яркость колорита, оригинальный подход
к сюжетам, смелые эксперименты в изображении света сделали творчество немецкого
мастера интересным не только для соотечественников, но и для художников других
стран. В частности, оно повлияло на фламандскую и голландскую школы живописи. |