Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

155

 

 

 

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф.

Замок Шарлоттенбург.

1745 г.

Берлин.

Для короля Пруссии Фридриха II (1740—1786 гг.) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699— 1753) построил в Потсдаме, приго­роде Берлина, королевскую резиден­цию Сан-Суси (1745—1747 гг.), что в переводе с французского означа­ет «без забот». Это вытянутое од­ноэтажное здание с изящной балю­страдой по карнизу — наиболее удачный пример немецкого рококо.

В его центре — овальный зал, кры­тый куполом. Полукруглый парад­ный двор окружён колоннадой. Огромные окна-двери паркового фасада, делающие стену почти про­зрачной, и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы создают ощуще­ние единства природы и дворцовых интерьеров. Все элементы — скульп­тура, декоративная живопись, ме­бель, зеркала — образуют цельный,

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф.

Сан-Суси.

1745—1747 гг. Потсдам.

156

 

 

 

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф.

Сан-Суси.

1745—1747 гг.

Потсдам.

тщательно продуманный ансамбль. Своей изысканной простотой ре­зиденция должна была создавать ощущение гармонии, настроить на особое восприятие мира — радост­ное и беззаботное.

Но именно в Пруссии постепенно сложилась архитектура немецкого неоклассицизма — холодная, тяжело­весная, официальная. Яркий пример тому — Бранденбургские ворота в Берлине (1788—1791 гг.), образцом для которых архитектор Карл Готхард Лангханс (1732—1808) избрал Пропилеи — парадный вход на Акро­поль в Афинах. Гигантское сооруже­ние Лангханса с двенадцатью стоя­щими попарно колоннами, скорее мрачное, чем величественное, де­монстративно торжественное, оказа­лось очень созвучно архитектуре следующего, XIX столетия.

Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера (около 1660—1714). Так, в конном бронзовом памятнике

 

Карл Готхард Лангханс. Бранденбургские ворота. 1788—1791 гг. Берлин.

157

 

 

 

Андреас Шлютер.

Памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму II. Фрагмент. 1696—1703 гг. Берлин.

курфюрсту Фридриху Вильгельму II в Берлине (1696—1703 гг.) Шлютер, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII в. Композицию дополняют статуи скованных рабов, подпирающие постамент и олице­творяющие побеждённых врагов Пруссии. Каждая деталь показывает очень высокое мастерство скульпто­ра и тонкое чувство материала, но всё вместе это напоминает офици­альную хвалебную речь.

Андреас Шлютер.

Памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму II. 1696—1703 гг.

Берлин.

 

ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ

Творчество Адама Эльсхеймера (1578—1610), безусловно, самое яр­кое явление в немецкой живописи

XVII в., хотя его работы очень легко обвинить в эклектизме — механиче­ском соединении черт разных сти­лей. Традиции немецкого Возрожде­ния, венецианской живописи XVI в., маньеризма и барокко — всё это по­рой сочетается в одной его картине. Вместе с тем произведения Эльсхеймера по-настоящему талантливы и самобытны, они точно отразили осо­бенности его эпохи — переходного времени, когда разные стили пере­плетались и одновременно противо­стояли друг другу. Яркость колорита, оригинальный подход к сюжетам, смелые эксперименты в изображе­нии света сделали творчество немец­кого мастера интересным не только для соотечественников, но и для ху­дожников других стран. В частности, оно повлияло на фламандскую и голландскую школы живописи.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz