Предыдущая Следующая
О жизни Эльсхеймера известно
очень мало. Первые уроки живописи он получил у маньериста Филиппа Уффенбаха в
своём родном городе Франкфурте-на-Майне. В 1598 г. художник уехал в
Венецию, а около 1600 г.
— в Рим, где через десять лет скоропостижно скончался (обстоятельства его
смерти не выяснены). Современники говорили об Эльсхеймере как о человеке очень
замкнутом, застенчивом и страдавшем от неуверенности в себе, часто приводившей
к депрессии. Тем не менее круг его знакомых был весьма широк, он общался с
живописцами из разных стран.
Основную часть наследия
Эльсхеймера составляют небольшие полотна на библейские и мифологические
сюжеты, хотя он обращался и к жанровой живописи. В работах конца XVI в.,
например в «Крещении Христа» (1599
г.), хорошо видно влияние венецианских мастеров. Фигуры
Христа и Иоанна Крестителя выполнены сочными мазками, подчёркнуты светотенью и
представлены в сложных ракурсах. Пейзаж при этом написан совсем в другой
манере, больше напоминающей немецкую живопись Возрождения: краски мягче,
цветовые переходы тоньше, а прорисовка деталей отли-
*Иоанн Креститель (Предтеча)
— в христианской традиции проповедник прихода Мессии — посредника между Богом
и людьми, Спасителя человечества. Иоанн признал Мессию в Иисусе Христе,
пришедшем к нему принять крещение в реке Иордан.
158
чается ювелирной точностью.
Такова и картина «Проповедь Святого Иоанна Крестителя» (1599 г.): под впечатлением
от многофигурных полотен венецианцев художник наполнил композицию персонажами
в причудливых, экзотических костюмах, мастерски выписывая дорогие ткани и
украшения. В полутёмном пространстве, в скупых лучах предзакатного света
таинственно мерцают драгоценности, шёлковые ткани, зелень листвы.
В произведениях римского периода
стиль живописи Эльсхеймера изменился, стал более цельным и драматичным. Его
картина «Юдифь и Олоферн» (1607
г.) — блестящее произведение барокко, наполненное живым
и выразительным действием. Поток света выхватывает из тьмы Юдифь — прекрасную
женщину в ярких одеждах, которая одной рукой держит Олоферна за волосы, а
другой заносит меч, чтобы
ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАН
(1717—1768)
Иоганна
Иоахима Винкельмана, блестящего знатока памятников античности, можно назвать
основоположником истории искусства. Прожив много лет в Риме (он был
библиотекарем, а затем главным антикваром у известного коллекционера кардинала
Альбани), Винкельман стал свидетелем начавшихся в 1748 г. раскопок в Помпеях.
Знакомство с обнаруженными там шедеврами древнеримского искусства заставило
его внимательно изучить и наследие Древней Греции, значение которого ещё не
было оценено по достоинству.
Итогом
огромной работы стала книга «История искусства древности» (1764 г.). В ней Винкельман
описал большое число древнегреческих скульптурных произведений (что само по
себе было важно), а также изложил свою теорию античного искусства. Винкельман
утверждал, что древнегреческие памятники отличает «благородная простота и
спокойное величие», умение подчинить страсти ощущению меры и гармонии. Это
представление совпадало с образом античности, который создавали мастера
классицизма, начиная с французского живописца Никола Пуссена. Труд Винкельмана
оказал огромное влияние на художественную жизнь всей Европы. Предыдущая Следующая
|