Предыдущая Следующая
Адам Эльсхеймер. Крещение
Христа. 1599 г.
Национальная галерея,
Лондон.
Адам Эльсхеймер. Юдифь и
Олоферн. 1607 г.
Музей Веллингтона, Лондон.
159
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ СТАРЫХ МАСТЕРОВ В ДРЕЗДЕНЕ
Галерея
старых мастеров — лишь одна из обширных Государственных художественных
коллекций в Дрездене. Здесь находятся также Галерея современного искусства,
графический и нумизматический кабинеты, собрание скульптуры, музеи
декоративного и народного искусства, собрание ювелирных изделий XIV—XVIII вв., коллекции фарфора, оловянной посуды и
театральных кукол. Большая часть этих сокровищ была собрана курфюрстами (с 1806 г. — королями)
Саксонскими из династии Веттинов.
Первый
меценат в этом семействе — курфюрст Фридрих III Мудрый (1486—1525 гг.) — давал заказы и покровительствовал
мастерам эпохи Возрождения Альбрехту Дюреру и Лукасу Кранаху Старшему. Его
потомок курфюрст Август (1553—1586 гг.) основал в 1560 г. придворную
кунсткамеру (музей), которая считалась самой богатой в немецких землях. Помимо
всевозможных редкостей там была коллекция картин.
Курфюрст
Фридрих Август I Сильный (1694—1733 гг.) в 1699
г. приобрёл «Спящую Венеру» итальянского художника
Джорджоне, работы фламандских и голландских мастеров, а в 1722 г. по его распоряжению
при дворе была основана картинная галерея. Двести восемьдесят четыре живописных
полотна из многочисленных резиденций курфюрста разместили в перестроенных
дворцовых конюшнях в Дрездене.
Август
Сильный был азартным коллекционером: в 1717 г. он выменял у прусского короля несколько
ценных китайских ваз за шестьсот драгун. А его сын Фридрих Август II (1733—1763 гг.) буквально разорил казну
Саксонии, но приобрёл многие картины, которые принесли дрезденскому собранию мировую
славу. Только в 1741—1742 гг. он приобрёл семьсот пятнадцать полотен на
знаменитой ярмарке в Лейпциге, а также в Праге, Париже и Нидерландах. В 50-е
гг. XVIII в. были куплены сто картин, принадлежавших герцогу Молены Франсиско III, в том числе «Динарий кесаря» итальянского
мастера Тициана и «Портрет Шарля де Моретта» кисти немецкого живописца Ханса
Хольбейна Младшего, а также часть художественного собрания австрийских
императоров. В 1754 г.
у монастыря Сан-Систо в Пьяченце (Италия) за двадцать тысяч дукатов по особому
разрешению Папы Римского приобретена «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
В середине
XVIII в. картины
размешались по стенам в порядке их поступления и не имели этикеток. Галерея
оставалась придворной коллекцией, но её хранители могли допускать в залы
посетителей.
В первой
половине XIX в. собрание пополнили полотна из королевских замков и государственных
учреждений, среди них «Автопортрет с Саскией на коленях» голландского живописца
Рембрандта. При галерее была образована постоянная комиссия из авторитетных
специалистов. Она начала приобретать картины современных художников — но
только после смерти авторов. В 1839
г. в залы дрезденского собрания был открыт свободный
доступ для «прилично одетой публики». Предыдущая Следующая
|