Предыдущая Следующая
Герой картины «Каждый за
себя, и Бог против всех» (1974
г.) тоже трагически заканчивает свои дни. Его зовут
Каспар Хаузер. Это лицо не вымышленное: майским днём 1828 г. Хаузер был обнаружен
на площади в Нюрнберге, он почти не умел говорить и еле мог нацарапать на
бумаге своё имя. Один из горожан, профессор Даумер, позаботился о найдёныше,
научил его читать и писать, но в декабре 1833 г. Каспар вернулся с прогулки с ножевой
раной и вскоре умер. Кто был этот человек, где он провёл детство и юность —
осталось загадкой. Херцог не предлагает подкреплённого документами и
доказательствами решения этих загадок. Агирре и Фицкарральдо — европейцы, оказавшиеся
среди дикой природы. В картине о Хаузере ситуация перевёрнута — здесь дикое,
«девственно чистое» существо попадает в среду цивилизованных европейцев, в которой
оно обречено на гибель.
РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР
В отличие от Херцога
Райнер Вернер Фассбиндер (1946—1982) — режиссёр «цивилизации». Неразрешимые
проблемы и распад привычных представлений о бытии связаны в его картинах уже не
с воздействием дикой природы, а с законами цивилизованного общества. Они
столь же часто, как и природа, оказываются для человека неожиданными и
разрушительными. Фассбиндер прожил всего тридцать шесть лет, но за полтора
десятилетия творческой жизни он сделал столько картин, сколько иному
режиссёру не
Райнер Вернер Фассбиндер.
Кадр из телесериала «Берлин, Александерплац».
574
ФОЛЬКЕР ШЛЁНДОРФ И МАРГАРЕТЕ ФОН ТРОТТА
Имена
Фолькера Шлёндорфа и Маргарете фон Тротта хорошо известны за пределами
Германии. Шлёндорф родился в 1939
г. в Висбадене. Первый его фильм «Молодой Тёрлесс» (1966 г.) получил
многочисленные награды и принёс международный успех молодому немецкому кино.
Картина поставлена по роману австрийского писателя Роберта Музиля «Тяготы
воспитанника Тёрлесса» и рассказывает о жестоких порядках в закрытом кадетском
корпусе, в котором автор книги провёл детство.
Шлёндорфа
волнуют социальные проблемы: каждый его фильм затрагивает проблемы
взаимоотношения общества и человека. Одной из наиболее ярких кинолент в жанре
политического кино стала экранизация повести Генриха Бёлля «Поруганная честь
Катарины Блюм» (совместно с Маргарете фон Тротта, 1975 г.) — рассказ о том,
как газетные публикации испортили жизнь ни в чём не повинному человеку. Этот
фильм и последовавший за ним «Жестяной барабан» (1979 г.; по одноимённому
роману Гюнтера Грасса) стали самыми кассовыми фильмами западногерманского кино
70-х гг. «Жестяному барабану» (история о мальчике, которому так не понравился
мир взрослых, что он запретил себе расти) были присуждены «Золотая пальмовая
ветвь» (главный приз) на Каннском фестивале и «Оскар» Американской академии
кинематографических искусств и наук. Шлёндорф, снова первый среди молодого
поколения, добился подлинного зрительского успеха.
Ангела
Винклер в фильме «Поруганная честь Катарины Блюм».
Если
в момент опубликования «Оберхаузенского манифеста» среди молодых режиссёров не
было ни одной женщины, то в конце 70-х гг. их было уже около восьмидесяти.
Маргарете Мария фон Тротта — одна из первых женщин-кинематографистов молодого
немецкого кино. Фон Тротта родилась в Берлине в 1942 г. Она училась в Париже
и Мюнхене, где посещала актёрскую школу, с 1967 г. снималась в кино и
на телевидении. В 1969 г.
фон Тротта снялась в фильме Шлёндорфа «Ваал» (экранизация Бертольта Брехта). В 1971 г. она вышла замуж за
Шлёндорфа и сотрудничала с ним как соавтор до 1976 г. «Поруганная честь
Катарины Блюм» — их наиболее известная картина. Предыдущая Следующая
|