Предыдущая Следующая
Путешествие
— сквозной мотив многих лент Вендерса. Его герои ищут в странствиях не какое-то определённое
место, но самих себя, пытаются осознать собственную сущность. Вероятно, не
суждено понять себя Тревису, герою одной из самых известных картин режиссёра —
«Париж, Техас» (1984 г.),
получившей главный приз Каннского фестиваля. Название картины не соединяет
французскую столицу с американским штатом — имеется в виду маленький
американский городок в этом штате вблизи мексиканской границы. Возле городка
подбирают усталого, измученного человека; при нём нет документов, сохранилась
только визитная карточка, по которой находят его брата. Тревис встречается с
ним, со своим подросшим сыном и с женой, давно их покинувшей. Но эти встречи не
помогают герою найти себя — он снова отправляется бродяжничать.
Из
всех героев Вендерса, может быть, наиболее неприкаянны персонажи киноленты
«Небо нал Берлином» (1987 г.),
тоже награждённой в Канне. Режиссёр так рассказывал о замысле фильма: «Когда
бесконечно разочарованный Бог готовился к тому, чтобы отвернуться от Земли и
оставить людей, случилось так, что несколько ангелов воспротивились этому и
стали их защищать, прося дать людям ещё один шанс.
Вим
Вендерс.
Разгневанный
Бог выгнал их (ангелов) в самый страшный в то время город — в Берлин, а потом
отвернулся». Божий гнев лишь предыстория сюжетных событий. Изгнанники навсегда
остались в городе — «без надежд на избавление или возвращение на небо, они
приговорены быть свидетелями, вечными зрителями, не способными влиять ни на
людей, ни на ход истории». Сюжет картины в том и состоит, что изгнанники
решили стать людьми, обрести человеческую сущность, а значит, добиться цели, к
которой так стремятся другие герои Вендерса.
Йелла
Роттланлер и Рюдигер Фоглер в фильме «Алиса в городах». Эта лента —
классический пример жанра «дорожного фильма», когда герои в поисках какой-либо цели
перемешаются в пространстве на протяжении всей картины.
Кадр
из фильма «Небо над Берлином»
573
Клаус Кински в фильме «Агирре —
гнев Божий»
Божий» (1972 г.), которая повествует
об одном из участников похода испанцев, в 1560 г. отправившихся в
глубь перуанских джунглей искать легендарную Страну золота — Эльдорадо. Путь
труден, и отряд тает на глазах. Но когда командир приказывает повернуть назад,
Агирре арестовывает его и, движимый неуёмной страстью, продолжает поход. В конце
он остаётся один на плоту посередине реки, окружённый стадом агрессивно
настроенных обезьян. Под стать Агирре герой картины «Фицкарральдо» (1981 г.). Так индейцы зовут
ирландца Брайана Фицджеральда, влюблённого в голос знаменитого итальянского
певца Энрико Карузо и мечтающего воздвигнуть в джунглях Амазонки оперный
театр, куда приехал бы на гастроли его кумир. Но на театр нужны деньги, и
Фицкарральдо отправляется в джунгли на поиски зарослей каучуковых деревьев.
Экспедиция завершается крахом, однако упрямому ирландцу всё же удаётся
заманить в джунгли... хотя и не Карузо, но разъездную оперную труппу. Предыдущая Следующая
|