|
Несомненно, сегодня
японская кинематография — одна из самых авторитетных в мире, а такие режиссёры,
как Канэто Синдо, Кон Итикава (родился в По-прежнему популярны и исторические драмы, и самурайские боевики, а фильмы о якудзе (японской мафии) даже перешагнули рамки национального кинематографа и стали одним из жанров голливудского кино. Однако сегодня скорее коммерческий Голливуд влияет на национальный японский кинематограф, нежели наоборот. ИНДИЙСКОЕ КИНО В течение последних двух десятилетий XX в. индийское кино удерживает пальму первенства по количеству создаваемых картин. Их производится несколько сотен в год. Самая значительная среди региональных студий — бенгальская, размещающаяся в Калькутте — столице штата Западная Бенгалия. Критики 585 Кадр
из фильма «Раджа Харишчандра». Герой
предания Харишчандра — благородный и справедливый правитель одного из древних
княжеств. Чтобы выполнить долг перед облагодетельствовавшим его мудрецом,
Харишчандра продал себя и свою семью в рабство, терпел унижения. В конце концов,
боги объяснили бывшему радже, что невзгоды посланы ему для испытания твёрдости
духа. часто сопоставляли бенгальское кино с итальянским неореализмом, поскольку его мастера воссоздавали на экране подлинную жизнь простых людей. В американский и европейский прокат индийские фильмы продвигались с трудом, поскольку казались слишком длинными. Раздражало и то, что ход действия постоянно прерывался песнями и танцами. Когда кино стало звуковым, вокальные номера просто заполонили индийский экран. Древнее искусство Индии, бесспорно,
оказало влияние на кинематограф. Уже сюжет фильма «Раджа Харишчандра» ( Сильнее всего на кинематограф Индии повлияли художественные принципы национального искусства, остававшиеся неизменными на протяжении многих столетий. Для индийцев важна не достоверность отражения, а поэтическое настроение, которым проникнуто произведение: от сюжетных событий и чувств, испытываемых персонажами, до костюмов, жестов, мимики. Индийское искусство веками готовило публику к тому, чтобы в произведении, прежде всего, воспринималась его раса. Создатели фильмов не могли не учитывать пристрастия к наслаждению расами и всячески шло зрителям навстречу. Например, растягивали картины до непомерной длины (они были в полтора-два раза длиннее американских), чтобы наслаждение длилось как можно дольше, или перебивали действие песнями, чтобы герои могли сполна выразить в них свои чувства. САТЬЯДЖИТ РЕЙ Родоначальник и самый
выдающийся представитель «нового индийского кино» — Сатьяджит Рей (1921 —
1992). Его имя ставят в один ряд с именами величайших кинематографистов —
Сергея Эйзенштейна, Федерико Феллини, Акиры Куросавы, Луиса Бунюэля. Режиссёр
жил и работал в Калькутте. Под его влиянием сложилось бенгальское кино.
Окончив Калькуттский университет Рабиндраната Тагора, Рей работал в рекламном
агентстве, иллюстрировал книги. Одна из них настолько увлекла его, что Рей
решил её экранизировать. Так появилась картина «Песнь дороги» ( |