|
никогда не обращался к историческому прошлому, не использовал эстетику живописи или театра, не приукрашивал реальность. Действие в его фильмах сведено до минимума. Это позволило Одзу добиться такого эффекта, что происходящее на экране становилось значимым для каждого зрителя. Несмотря на то, что действие происходит в японской семье, в японском городе (почти всегда в Токио), национальная специфика оказывается несущественной. То, о чём повествует Одзу, одинаково важно и для европейца, и для азиата, и для американца. Однако почему Одзу считают «самым японским» режиссёром? Наверное, потому, что он придерживался в кино одного из канонов классической японской эстетики, согласно которому красота не может быть постигнута в видимых и слышимых образах. Напротив, то, что человек видит и слышит, является обманчивым, отдаляя его от красоты, от сути мироздания. Японский поэт Басё Мацуо (1б44—1694) говорил о принципе «саби», что по- 584 «РАСЁМОН» Сценарий
фильма Акиры Куросавы «Расёмон» ( японски означает «грусть одиночества». «Саби» предполагает отрешённость от мира, которая возможна только в покое, простоте, освобождении от повседневных забот. Хотя Ясудзиро Одзу постоянно ощущал, что всё большей популярностью пользуются фильмы развлекательные, копирующие американские приёмы и штампы, он невозмутимо продолжал отстаивать стремление к простым и строгим решениям, ведущим к просветлённому созерцанию. Кажется, это первый режиссёр в мире, который открыл в кинематографе возможности для медитации (от лат. meditatio — «размышление»), для приобщения зрителя к самой сути происходящего. Фильмы Одзу «Поздняя
весна» ( В современном японском
кино не найти режиссёров, равных Одзу. Ему удалось связать уникальную философию
искусства Японии с современностью. Творчество других мастеров экрана так или иначе,
располагается между направлениями Мидзогути и Куросавы. К последователям
Мидзогути можно отнести и Канэто Синдо, снявшего «Голый остров», и Сёхэя
Имамуру (родился в |