Предыдущая Следующая
Кадр из фильма «Ян-Гуй-фэй».
Режиссёр К. Мидзогути. 1955 г.
583
«ФЕЙЕРВЕРК»
Такеши
Китано — режиссёр, сценарист, актёр и монтажёр — очень популярен у себя на
родине и за рубежом. В своём фильме «Фейерверк» (1997 г.) он сыграл главную
роль — полицейского Ниши, жена которого смертельно больна, а друг парализован.
Чтобы облегчить участь близких людей, герой заключает договор с мафией и даже
грабит банк. Часть награбленного он отдаёт другу, а на оставшиеся деньги
отправляется со своей женой в дальнее путешествие. Основные идеи «Фейерверка»
— умение не поддаваться унынию, чувство сострадания, способность к энергичному
поступку — роднят этот фильм с лучшими произведениями традиционного японского
кино. Картина была отмечена высшей наградой Венецианского кинофестиваля —
«Золотым львом святого Марка» и заслужила много тёплых слов со стороны кинокритиков
разных стран. «Фейерверк» был назван уникальным и едва ли не лучшим из японских
фильмов, полным эмоций и тонких психологических наблюдений. Эта лента
заставляет зрителей ощутить глубокие чувства, которых они, может быть, ранее никогда
не испытывали.
«ГОЛЫЙ ОСТРОВ»
В
1961 г.
фильм «Голый остров» (1960 г.)
режиссёра Канэто Синдо (родился в 1912 г.) был удостоен главного приза на
Московском Международном кинофестивале. Картина вызвала шок у кинематографической
публики: в фильме — ни единого слова! Музыка и звуки природы заменили речь. В
«Голом острове» во всех подробностях показан повседневный быт крестьянской
семьи. Скудна природа крошечного острова, отрезанного морем от остального мира,
неторопливо мерное течение дней, месяцев, лет.
Трудная,
порой невыносимая жизнь крестьян показана на протяжении четырёх времён года.
Семья живёт тем, что выращивает батат на острове, где нет пресной воды.
Бесконечна череда дней, однообразна будничная работа. Изо дня в день мужчина и
женщина привозят воду на лодке и носят её в тяжёлых деревянных вёдрах, раз за
разом поднимаясь по крутым, выбитым в земле ступенькам вверх, от подножия
острова к его вершине.
Осенью
под нескончаемым холодным дождём женщина собирает водоросли, зимой плетёт на
продажу соломенные сандалии. Нобуко Отова представила традиционный образ
покорной судьбе японской крестьянки. Актриса достоверно передала исконно
народные черты характера героини: трудолюбие, преданность семье, мудрость,
жизнестойкость и бесконечное терпение. Лишь однажды крестьянка взбунтуется:
после внезапной смерти и похорон старшего сына молча вернётся на поле и от
отчаяния, от незатихающей боли утраты начнёт вырывать из земли ненавистные
побеги. С горькими рыданиями женщина рухнет на опостылевшую землю, проклиная
неумолимую судьбу, отнявшую сына. Но жизнь должна продолжаться, как бы тяжела
она ни была. Нужно нести свой крест.
Кадр
из фильма «Вкус простой пищи». Режиссёр Ясудзиро Одзу. 1952 г.
Одзу
снимал немые фильмы вплоть до 1936
г. В 1937
г, едва освоив звук, он ушёл на фронт. К работе в кино
вернулся только в 1947 г.
Впоследствии Одзу говорил, что война научила его позитивному отношению к
жизни, которое и стало во многом основой его творчества. После войны
окончательно сложился стиль режиссёра — аскетичность, строгость, простота и
однообразность приемов, не мешающие сильнейшему эмоциональному воздействию. Предыдущая Следующая
|