|
*Антураж (фр. entourage) — окружение; среда, окружающая обстановка. 582 ты с историями из
повседневной жизни, используя в фильме сновидения и фантазии («Угэцу
моногатари», или «Сказки туманной луны после дождя», Если Куросава центральной
фигурой своих фильмов делал мужчину (воина, самурая, борца, старика, врача,
чиновника), то для Мидзогути главный герой — женщина. Эти режиссёры создали
совершенно различные изобразительные манеры. Динамизму действия, монтажа, эффектным
ракурсам Куросавы у Мидзогути противопоставлены долгие неподвижные планы,
вызывающие в памяти зрителя старинные японские гравюры, которые заставляют
всматриваться в мельчайшие детали изображения. Поэтому столь значимым для
Мидзогути оказался фон, второй план, часто заключающий в себе основной смысл
повествования, ибо сами сюжеты его фильмов, как правило, хорошо известны: они
основаны на старинных легендах. Режиссёр придерживался правила: одна сцена —
один долгий кадр. Отказавшись от монтажа, Мидзогути использовал сложные
передвижения камеры внутри кадра, а в некоторых фильмах (например, в «Повести
о поздней хризантеме», На Западе лишь в 50-х гг. смогли оценить силу воздействия долгого неподвижного плана — ведь кино там развивалось, прежде всего, как искусство монтажа. Но уже в 60-х гг. итальянский теоретик кино, режиссёр и сценарист Пьер Паоло Пазолини назвал Мидзогути одним из своих учителей, открывшим для него поэтическое измерение самой реальности. Ещё позднее, чем Куросава и Мидзогути, был оценён в Европе Ясудзиро Одзу (1903—1963), которого называют «самым японским из японских режиссёров», «богом кино». Его фильмы очень просты и по сюжету, и по выразительным средствам. Можно сказать даже, что Одзу всю жизнь снимал один и тот же сюжет — о современной японской семье — в жанре сёмингэки («будничного реализма»). Режиссёр «РАН» Акира
Куросава любил снимать исторические драмы. Действие пьесы английского
драматурга Уильяма Шекспира «Король Лир» о правителе, разделившем королевство
между дочерьми и оставшемся не у дел, режиссёр перенёс во времена средневековой
Японии («Ран», или «Смута», |