|
В
начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Ареццо (около 992
— около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя ещё две линии. Невмы
стали располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и
подробнее обозначало высоту звуков. Четырёхлинейная система стала прообразом
современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Примерно
в то же время появились и названия для основных звуков — Ut, Re, Mi,
Fa, Sol, La.
Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного
монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна (он считался покровителем
церковного пения). Позднее слог Ut заменили на слог Do. Появилось название ещё для одного звука — Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — «Святой
Иоанн»). Раннее
нотное письмо. Страница Библии. Франция. Конец XII в. Григорианская музыка основана на принципе диатоники (от греч. «диатонико'с» — «растянутый») — звукоряда, построенного на звуках гаммы без повышений и понижений. Существовала специальная система церковных диатонических ладов, пришедших в Европу из Византии и имевших античное происхождение. Общее число ладов — восемь — имело глубокий духовный смысл. Оно рассматривалось как произведение 2×4, где первая цифра означала двуединую, богочеловеческую сущность Иисуса Христа, а вторая — четыре конца креста. Таким образом григорианская ладовая система символизировала распятого Христа. Особым образом построено и соединение музыки с текстом. Оно основано на двух приёмах, пришедших в пение из древней традиции чтения молитв нараспев. Один из них называется псалмодирование (использовалось при чтении псал- *Псалмы (греч. «хвалебная песнь») — песнопения, составляющие Псалтырь (Книгу псалмов), одну из книг Библии. 20 мов): на один музыкальный звук приходился один слог текста. Другой приём — юбиляция (от лат. jubilatio — «ликование») — заключался в том, что один слог распевался на несколько звуков. Григорианский хорал гибко сочетал оба приёма. Первые попытки создания многоголосных произведений относятся ещё к VII—IX вв., но по-настоящему многоголосие стало развиваться начиная с XII столетия. Многоголосие вызвало к жизни такие музыкальные жанры, как кондукт и мотет. В жанре кондукта (от лат. conductus — «ведущий») создавали духовные и светские произведения для сопровождения торжественных шествий и процессий; тексты для кондуктов писали по-латыни. В мотете (фр. motet, от mot — «слово») каждому голосу соответствовал свой текст, причём порой тексты для голосов писались на разных языках. Мотеты, как и кондукты, использовали и в духовной, и в светской музыке. С течением времени мастера стали активно применять музыкальные инструменты для сопровождения многоголосного пения. В творчестве французского композитора Гильома де Машо (около 1300—1377) вокалу иногда отводился только главный голос, а все остальные голоса были инструментальными. Особенно часто этот мастер пользовался подобным приёмом в светских сочинениях. Формирование жанров и форм светской музыки происходило на основе народной традиции. Изучать её очень сложно, так как песни и танцы записывались редко. Но некоторое представление о них всё же можно составить, прежде всего, по городскому фольклору. Главными исполнителями народной музыки в городах были странствующие актёры. |