|
Музыканты. Книжная миниатюра.
Италия. XI в. МУЗЫКА ВИЗАНТИИ В
По
библейскому преданию, древнееврейский царь Давид «расслышал пение небес» и
передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида, удивительные по форме
обращения к Богу, вошли в христианскую церковную службу. Тексты византийских
песнопений включали не только эти древние образцы поэзии, но и новые, созданные
христианскими поэтами-гимнографами (от греч. «хи'мнос» — «торжественная
песнь» и «гра'фо» — «пишу»). Ранние произведения гимнографии представлены в
творчестве Романа Сладкопевца (VI в.). Основные же
тексты сложились в VII—IX
вв. при крупных монастырях в главных городах восточной ветви христианской
культуры. До
возникновения в Византии нотного письма (в конце IX
в.) песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться в
певческих богослужебных книгах особыми знаками — невмами. В византийской музыке
существовала система из восьми ладов (гласов), каждый из которых имел
характерные опорные звуки (устои) и звуковой объём (диапазон). Все вместе они
образовали музыкальную систему, которая получила название осмогласие. Среди
жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (от
греч. «кано'н» — «образец», «правило») — музыкально-поэтическая
композиция из девяти разделов, включавшая в себя темы покаяния и прославления. Тропарь
— хвалебное песнопение, которое сочинялось к празднику или торжественному
событию, но не было самостоятельным произведением, а входило в более крупное.
Каждому музыкальному жанру отводилось определённое место в богослужении. Церковное
пение подчинялось строгим законам — церковно-певческому канону. Правила были
изложены в одной из важнейших богослужебных книг — Уставе. В нём содержались
подробные указания, в какие дни и часы, при каких церковных службах и в каком
порядке нужно читать или петь те или иные молитвословия. Исполнение
песнопений требовало длительной подготовки, поэтому певчие воспитывались с
раннего детства в монастырях и храмах, где их обучали доместики (руководители
хоров). Помимо церковной в Византии существовала и народная музыка. Эта музыка (сохранившая формы древнегреческого искусства) была частью традиционных обрядов и праздников. 21 МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ О
музыке Древней Руси (IX—XII
вв.) рассказывают памятники литературы и искусства — летописи, фрески, иконы. В
житии новгородского епископа Нифонта (XIII в.), в
поучениях монаха Георгия (XIII в.) и ряде
других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах
и площадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников —
Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего
солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и
включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов —
странствующих актёров и музыкантов (см. статью «Начало русского театра»).
Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках. |