|
Звучала
музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на
пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. На средневековой
миниатюре, представляющей сцену заключения мира между князьями Ярополком и
Всеволодом, рядом с ними изображён музыкант, играющий на трубе. На войне с
помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и создавали шум,
который должен был испугать врага. Наиболее
распространённым инструментом были гусли. Не случайно в «Слове о полку Игореве»
(XII в.) воспет Боян — эпический сказитель-гусляр. Однако
отношение к гуслям было двойственное. Они пользовались уважением за сходство с
музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида (неизменный
атрибут его изображений — гусли). Но те же гусли в руках забавников-скоморохов
порицались Церковью. Скоморохи и предметы их быта, в том числе и музыкальные
инструменты, исчезли в XVII в. Церковная музыка появилась после обращения Руси в
христианство ( Скоморохи.
Книжная миниатюра. XVII в. Русская
певческая школа. Книжная миниатюра. XVII в. Они выступали в нескольких ролях сразу: и как музыканты, и как танцоры, и как мастера пантомимы, и как акробаты; разыгрывали короткие сценки. Такие актёры участвовали в театрализованных действах, которые разворачивались на улицах и площадях, — в мистериях, карнавальных и шутовских представлениях и др. Отношение Церкви к ним было довольно настороженным. «Человек, впускающий в свой дом... мимов и плясунов, не знает, какая большая толпа нечистых духов входит за ними следом», — писал в конце VIII в. духовный наставник императора Карла Великого аббат Алкуин. Опасения деятелей Церкви не были столь уж беспочвенны, как это порой кажется. Дошедшие до нас образцы песен и танцев шпильманов (странствующих немецких актёров и музыкантов), простые по форме, наполненные яркими, праздничными интонациями, несут в себе огромный заряд бурной, чувственной энергии, которая легко могла пробудить в людях не только радость, но и грубый инстинкт разрушения. Народное творчество воплощало как светлые, так и тёмные стороны души средневекового человека — необузданность, резкость, способность легко забывать о высоких духовных идеалах христианства. Расцвет профессиональной светской музыки XII—XIII вв. связан, прежде всего, с культурой рыцарства — военной аристократии европейского Средневековья. К середине XII столетия в Провансе, одной из самых богатых и интересных в культурном отношении провинций Франции, сформировалось творчество поэтов и певцов — трубадуров. Слово «трубадур» происходит от *Карл Великий (768— 814
гг.) — король франков из династии Каролингов, с 22 Знаменное письмо. Страница
Псалтыри. XVI в. Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одной из важнейших сторон богослужения стало пение — человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Первыми учителями русских были греческие и болгарские певчие. |