|
В
эпоху Средневековья в Европе распространились два типа деревянных духовых
инструментов: крумгорн (от нем. Krummhorn — «кривой рог») и шалмей (от греч. «ка'ламос» —
«тростник»). Первые
крумгорны появились в XI в. Длинный деревянный ствол
инструмента загнут в форме крюка, а на прямом участке располагаются отверстия
для пальцев. Зажимая их, исполнители меняли высоту звука. Извлекали же звук с
помощью специального приспособления — трости — маленькой продолговатой
пластинки из тростника (в крумгорне использовали двойную трость, т. е. две
пластинки одновременно). Диапазон инструмента невелик — чуть больше октавы.
Поэтому очень быстро возникло целое семейство крумгорнов; каждый инструмент
звучал в строго определённом регистре. По сравнению с другими духовыми
инструментами Средневековья крумгорны были самыми мягкими по звучанию, на них
исполняли лирическую музыку. Шалмей
появился в XIII в., по устройству он близок к крумгорну. Для удобства в
верхней части ствола сделан специальный изгиб под названием «пируэт» (нечто
подобное есть у современного саксофона). Из восьми отверстий для пальцев одно
закрывалось клапаном, что тоже облегчало процесс игры. Впоследствии клапаны
стали использовать во всех деревянных духовых. Звук у шалмея резкий и звонкий,
и даже низкие по регистру разновидности инструмента кажутся современному
слушателю громкими и пронзительными. Большой
популярностью пользовались различные по регистру продольные флейты. Продольными
они называются потому, что в отличие от современных поперечных флейт
исполнитель держит их вертикально, а не горизонтально. Во флейтах трости не
используют, поэтому звучат они тише, чем другие духовые, но их тембр
удивительно нежен и богат оттенками. Струнные
смычковые инструменты Средневековья — ребек и фидель. Они имеют от двух до пяти
струн, но у фиделя более округлый корпус, отдалённо напоминающий грушу, а у
ребека (близкого по тембру) форма более продолговатая. С XI в. известен оригинальный по устройству инструмент
трумшайт. Название происходит от двух немецких слов: Trumme — «труба» и Scheit — «полено». У
трумшайта длинный, клиновидной формы корпус и одна струна. В XVII в. внутри корпуса стали натягивать дополнительные
резонирующие струны. По ним не водили смычком, но при игре на
основной струне они вибрировали, и это вносило дополнительные оттенки в тембр
звука. Для струны существовала специальная подставка, у которой одна ножка была
короче другой, и поэтому подставка неплотно прилегала к корпусу. Во время игры
под воздействием вибрации струны она ударяла о корпус, и таким образом
создавался оригинальный эффект «ударного сопровождения». Кроме
смычковых в струнной группе были и щипковые — арфа и цитра. Средневековая арфа
по форме похожа на современную, но гораздо меньше по размерам. Цитра немного
напоминает гусли, но устроена более сложно. На одной стороне деревянного
корпуса (по форме прямоугольный ящик) делали небольшой круглый выступ. Гриф (от
нем. Griff— «рукоятка») — деревянная пластина для натягивания струн
— разделён специальными металлическими выступами — ладами. Благодаря им
исполнитель точно попадает пальцем на нужную ноту. У цитры от тридцати до
сорока струн, из них четыре-пять металлические, остальные — жильные. Для игры
на металлических струнах используют напёрсток (надевается на палеи), а жильные
защипывают пальцами. Цитра появилась на рубеже XII—XIII вв., но стала особенно популярной в XV—XVI столетиях. |