|
24 ния рыцаря со своей Прекрасной Дамой, которое прерывается криком стражи — знаком наступления утра, несущего влюблённым разлуку. Мелодии песен покоряют гибкостью и изысканно чёткой композицией. Обычно они строятся на коротких, часто повторяющихся мотивах, но заметить эти повторы не всегда удаётся: они столь мастерски связаны друг с другом, что производят впечатление длинной, постоянно меняющейся мелодии. Такому ощущению немало способствует звучание староранцузского языка с его длинными гласными и мягкими в пении согласными. Трубадуры были людьми разного происхождения — как простолюдинами, так и аристократами (например, герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн). Однако независимо от социальной принадлежности все они показывали идеальную любовь мужчины и женщины, гармонию между чувственным и духовным в их отношениях. Идеал возлюбленной рыцаря-трубадура — земная женщина, но чистотой, благородством и одухотворённостью она должна напоминать Деву Марию (нередко в описании Прекрасной Дамы чувствуется подтекст — скрытый образ Богоматери). В отношении рыцаря к Даме нет и тени чувственной необузданности (очень свойственной нравам эпохи), это скорее трепетное восхищение, почти поклонение. В описании таких отношений поэзия трубадуров находила поразительно тонкие нюансы, а музыка стремилась точно передать их. Ещё одно интересное явление профессиональной светской культуры Западной Европы — творчество труверов, певцов и поэтов из Шампани, Фландрии, Брабанта (часть территории современных Франции и Бельгии). Слово «трувер» близко по значению к названию «трубадур», только произошло оно от старофранцузского глагола trouver — «находить», «придумывать», «сочинять». В отличие от трубадуров труверы были ближе к городской жизни, более демократичной по своим
формам, и расцвет их творчества приходится на вторую половину XIII в., когда рыцарство стало
постепенно уходить в социальной жизни на второй план. Особенной популярностью
пользовался мастер из города Аррас Адам де ла Аль (известен под именем Адам ле
Боссю, около 1240 — между 1285 и 1288). Он сочинял песни о любви,
драматизированные сценки, которые обычно сопровождались музыкой (см. статью
«Средневековый театр Западной Европы»). Близко к искусству французских
трубадуров творчество немецких рыцарских поэтов и музыкантов — миннезингеров (нем. Minnesinger — «певец любви»). Наиболее
выдающимися считаются Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 — около 1220) и Вальтер
фон дер Фогельвейде (около 1170—1230). Искусство миннезингеров вызывало столь
большой интерес, что в Вольфрам фон Эшенбах. Фрагмент книжной миниатюры. Германия. 25 в частности, об этом состязании рассказывается в опере немецкого композитора Рихарда Вагнера «Тангейзер». Главная тема творчества миннезингеров, как и трубадуров, — любовь, но музыка их песен более строга, подчас даже сурова, сосредоточенна и наполнена скорее размышлениями, нежели пылкими чувствами. Мелодии миннезингеров покоряют простотой и лаконичностью, за которыми скрывается духовная глубина, позволяющая сопоставлять их с лучшими образцами церковной музыки. |