|
МУЗЫКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения, или Ренессанс (фр. renaissance), — поворотный момент в истории культуры европейских народов. В Италии новые веяния появились уже на рубеже XIII—XIV вв., в других странах Европы — в XV—XVI столетиях. Деятели Возрождения признавали человека — его благо и право на свободное развитие личности — высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название «гуманизм» (от лат. humanus — «человеческий», «человечный»). Идеал гармоничного человека гуманисты искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Стремление «возродить» античную культуру дало имя целой эпохе — Возрождению, периоду между Средневековьем и Новым временем (с середины XVII в. до наших дней). Полнее всего мировоззрение Ренессанса отражает искусство, в том числе музыка. В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. «по'лис» — «многочисленный» и «фоне» — «звук», «голос»). При таком виде многоголосия все голоса в произведении равноправны. Многоголосие не просто усложняло произведение, но позволяло автору выразить личное понимание текста, придавало музыке большую эмоциональность. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и сложным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуозного мастерства. В рамках полифонии развивались церковные и светские жанры. МУЗЫКА ИТАЛИИ С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В профессиональной области сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская. Главой римской школы стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (около 1525—1594) — один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Родился он в итальянском городе Палестрина, по названию которого и получил фамилию. С детства Палестрина пел в церковном хоре, а по достижении зрелого возраста был приглашён на должность капельмейстера (руководитель хора) в соборе Святого Петра в Риме; позже служил и в Сикстинской капелле (придворная часовня Папы Римского). Рим, центр католичества, привлекал многих ведущих музыкан- Джованни Пьерлуиджи да
Палестрина. 26 МЕССА Главное
богослужение католической церкви называется мессой. В православной
традиции ей соответствует литургия. Во время мессы совершается одно из
христианских таинств — евхаристия (греч.
«благодарение»): хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа.
Таинство евхаристии установил Сам Иисус Христос на Тайной вечере (трапеза
Христа и двенадцати апостолов в ночь накануне иудейского праздника Пасхи) и
заповедал его Церкви. Месса — это воспоминание о страданиях, крестной смерти и
воскресении Сына Божьего. Традиции
музыкального сопровождения мессы начали формироваться одновременно с обрядами
католической церкви — в середине XI столетия. К XIII—XIV вв. сложились главные песнопения.
Они исполняются как церковным хором, так и прихожанами; каждое звучит в строго
определённом месте службы. |