|
Месса
начинается с литургии слова — духовной подготовки к таинству евхаристии.
Прихожане раскаиваются в грехах, слушают чтение отрывков из Библии и поют
псалмы. Цикл обязательных песнопений открывает молитва «Господи, помилуй!» («Kyrie eleison»).
Достаточно древняя по происхождению, она поётся не на латинском, а на греческом
языке. «Господи, помилуй!» завершает покаяние. Затем звучит гимн, прославляющий
Святую Троицу, — «Слава в вышних Богу» («Gloria in excelsis Deo»), больше известный по
сокращённому названию «Слава» («Gloria»). Латинский
текст гимна складывался очень долго — начиная с VI
в., а первые его строки взяты из Евангелия от Луки (хор ангелов, возвещающих
рождение Христа). Третье
песнопение — «Верую» («Credo»). Все молящиеся торжественно
исполняют Символ Веры. Значение этого песнопения особенно велико. Следуя за
чтением Евангелия, оно, во-первых, завершает первую часть мессы (литургию
слова), а во-вторых, «Верую» — ответ общины Христу, Который обращается к
прихожанам через текст Священного Писания и проповедь священника. Ещё
три песнопения связаны со второй частью мессы — литургией евхаристии. Гимн
«Свят» («Sanctus») посвящён Богу Отцу. За гимном следует песнопение
«Благословен» («Benedictus»). Его основой стали
возгласы людей, радостно встречавших въезжавшего в Иерусалим Христа:
«Благословен грядущий во имя Господне» (Евангелие от Иоанна). Так перед
молящимися проходит ещё одно событие из жизни Иисуса — вход в Иерусалим,
ставший началом Его крестного пути. Именно поэтому «Benedictus» звучит или непосредственно перед евхаристией, или сразу
после неё. Совершая чудо евхаристии, Христос снова жертвует Собой для спасения
людей, и музыка напоминает об этой жертве. Завершает
цикл обязательных песнопений покаянная молитва «Агнец Божий» («Agnus Dei»). Её цель —
вызвать раскаяние, подготовить человека к внутреннему преображению, которое
происходит во время причастия. Обращение «Агнец Божий» восходит к иудейской
традиции резать ягнят накануне Пасхи (пасхальная трапеза обязательно включала
мясо ягнёнка) и напоминает людям о том, что перед ними Христос, уже принёсший
Себя в жертву. Соединённые
в рамках одной службы, песнопения одновременно и показывают образ Божий
(прославление Святой Троицы — «Слава», «Верую»; Христа — «Слава», «Верую»,
«Благословен», «Агнец Божий»), и рассказывают о тех чувствах, которые
испытывает человек перед лицом Бога. В
эпоху Возрождения мессы стали создавать как единое многочастное произведение.
Начиная с XVIII в. месса превратилась в самостоятельный жанр, не
связанный непосредственно с католическим богослужением. Так появились мессы,
предназначенные для большого хора, симфонического оркестра и солистов. Они были
велики по объёму, поэтому исполнить их во время службы не представлялось
возможным. Мессы писали не только музыканты-католики; например, к этому жанру
обращался композитор-протестант Иоганн Себастьян Бах. Поющие
ангелы. Фрагмент Гентского алтаря. Художник Я. ван Эйк. 1422—1432 гг. |