|
тов. В разное время здесь работали нидерландские мастера-полифонисты Гийом Дюфаи и Жоскен Депре. Их развитая композиторская техника иногда мешала воспринимать текст богослужения: он терялся за изысканными сплетениями голосов и слова, по сути, не были слышны. Поэтому церковные власти относились настороженно к подобным 27 МАДРИГАЛ В
эпоху Возрождения возросла роль светских жанров. В XIV
в. в итальянской музыке появился мадригал (от позднелат. matricale — «песня на родном языке»). Сложился он на основе
народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх
голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи
современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали
песни на бытовые и мифологические сюжеты. В
течение XV столетия композиторы почти не обращались к этому жанру;
интерес к нему возродился лишь в XVI в. Характерная
особенность мадригала XVI столетия — тесная связь музыки и
поэзии. Музыка гибко следовала за текстом, отражала события, описанные в
поэтическом источнике. Со временем сложились своеобразные мелодические символы,
обозначавшие нежные вздохи, слёзы и т. д. В произведениях некоторых
композиторов символика была философской, например в мадригале Джезуальдо ди
Венозы «Умираю я, несчастный» ( Расцвет
жанра приходится на рубеж XVI—XVII вв. Иногда одновременно с исполнением песни разыгрывался
её сюжет. Мадригал стал основой мадригальной комедии (хоровая композиция на
текст комедийной пьесы), которая подготовила появление оперы. Титульный лист сборника
мадригалов. Венеция. произведениям и выступали
за возвращение одноголосия на основе григорианских песнопений. Вопрос о
допустимости полифонии в церковной музыке обсуждался даже на Тридентском соборе
католической церкви (1545—1563 гг.). Приближённый к Папе Римскому, Палестрина
убедил деятелей Церкви в возможности создания произведений, где композиторская
техника не будет препятствовать пониманию текста. В доказательство он сочинил
«Мессу Папы Марчелло» ( В музыкантов, подчинявшегося непосредственно Папе Римскому. Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением. Созданные им произведения поражали современников, как высочайшим мастерством, так и количеством (более ста месс, триста мотетов, сто мадригалов). Сложность музыки никогда не служила преградой для её восприятия. Композитор умел находить золотую середину между изощрённостью композиций и доступностью их для слушателя. Основную творческую задачу Палестрина видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение. Каждый голос в его песнопениях развивается самостоятельно, но при этом образует единое целое с остальными, и нередко голоса складываются в поразительные по красоте сочетания аккордов. Часто мелодия верхнего голоса как бы парит над остальными, обрисовывая «купол» многоголосия; все голоса отличаются плавностью и развитостью. |