Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Искусство Джованни да Палестрины музыканты следующего поколения считали образцовым, классическим. На его сочинениях учились многие выдающиеся композиторы XVIIXVIII вв.

Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт (около 1485—1562). Его учениками были органист и композитор Андреа Габриели (между 1510 и 1520 — после 1586), композитор Киприан де Pope (1515 или 1516—1565) и другие музыканты. Если для произведений Палестрины характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль. Чтобы достичь объёмного звучания, игры тембров, они использовали в композициях несколько хоров, размещённых в разных местах храма. Применение перекличек между хорами позволяло наполнить церковное пространство небывалыми эффектами. Такой подход отражал и гуманистические иде-

*Церковный собор — съезд высшего духовенства христианской церкви для решения важнейших вопросов вероучения, церковного управления и др.

28

 

 

Адриан Вилларт.

алы эпохи в целом — с её жизнерадостностью, свободой, и собственно венецианскую художественную традицию — с её стремлением ко всему яркому и необычному. В творчестве венецианских мастеров усложнился и музыкальный язык он наполнился смелыми сочетаниями аккордов, неожиданными гармониями.

Яркой фигурой эпохи Возрождения был Карло Джезуальдо ди Веноза (около 1560—1613), князь города Веноза, — один из крупнейших мастеров светского мадригала. Он приобрёл известность как меценат, исполнитель на лютне, композитор. Князь Джезуальдо дружил с итальянским поэтом Торквато Тассо; остались интереснейшие письма, в которых оба художника обсуждают вопросы литературы, музыки, изобразительного искусства. Многие из поэм Тассо Джезуальдо ди Веноза переложил на музыку — так появился ряд высокохудожественных мадригалов.

Как представитель позднего Возрождения, композитор разрабатывал новый тип мадригала, где на первом месте стояли чувства — бурные и непредсказуемые. Поэтому для его произведений характерны перепады громкости, интонации, похожие на вздохи и даже рыдания, резкие по звучанию аккорды, контрастные смены темпа. Эти приёмы придавали музыке Джезуальдо выразительный, несколько причудливый характер, она поражала и одновременно привлекала современников. Наследие Джезуальдо ди Венозы составляют семь сборников многоголосных мадригалов; среди духовных сочинений — «Священные песнопения». Его музыка и сегодня не оставляет слушателя равнодушным.

 

МУЗЫКА ФРАНЦИИ

Для Франции XVXVI столетия стали эпохой важных перемен: закончилась Столетняя война (1337— 1453 гг.) с Англией, к концу XV в. завершилось объединение государства; в XVI столетии страна пережила

Консорт (инструментальный ансамбль). Фрагмент книжной миниатюры. Франция. XV в.

29

 

 

религиозные воины между католиками и протестантами. В сильном государстве с абсолютной монархией возросла роль придворных торжеств и народных празднеств. Это способствовало развитию искусства, в частности музыки, сопровождавшей подобные действа. Увеличилось количество вокальных и инструментальных ансамблей (капелл и консортов), состоявших из значительного числа исполнителей.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz