|
Число
труб в органе иногда доходит до нескольких тысяч. Каждая труба издаёт только
один звук определённой высоты, тембра и громкости. Группа труб одного тембра,
но с разной высотой звука называется регистром. Органист
сидит за так называемым игральным столом. Перед ним находятся рукоятки, кнопки
и рычаги для управления регистрами. На столе расположено несколько мануалов (от
лат. manus — «рука») — клавиатур для ручной игры; внизу находится
педальная клавиатура. Регистры
органа включают и выключают при помощи определённых клавиш. При нажатии на
клавишу открываются специальные клапаны, через которые поступает воздух в
трубы. Клапаны, в свою очередь, помещены в специальные «воздушные ящики» —
виндалы, на которых стоят трубы органа. Трубы,
виндалы, клапаны, подводящие воздух, и другие механизмы обычно заключены в
корпусе органа. Его фасад, называемый проспектом, также заполнен трубами, но
часть из них или даже все могут иметь чисто декоративное назначение (в этом
случае трубы не связаны с механизмами инструмента). Орган-портатив. Орган. 33 молитве. Многие мессы Дюфаи вдохновенны, полны внутренней жизни; они словно помогают на миг приоткрыть завесу Божественного откровения. Нередко, создавая мессу, Дюфаи брал хорошо известную мелодию, к которой добавлял собственную. Подобные заимствования были характерны для эпохи Возрождения. Считалось очень важным, чтобы в основе мессы лежала знакомая мелодия, которую молящиеся могли легко узнать даже в полифоническом произведении. Часто использовали фрагмент григорианского песнопения; не исключались и светские произведения. Кроме церковной музыки Дюфаи сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику. Представителем
нидерландской полифонической школы второй половины XV в. был Жоскен Депре (около 1440—1521
или 1524), оказавший большое влияние на творчество композиторов следующего
поколения. В юности он служил церковным певчим в Камбре; брал музыкальные уроки
у Окегёма. В возрасте двадцати лет молодой музыкант приехал в Италию, пел в
Милане у герцогов Сфорца (позднее здесь же служил великий итальянский художник
Леонардо да Винчи) и в папской капелле в Риме. В Италии Депре, вероятно, начал
сочинять музыку. В самом начале XVI
в. он отправился в Париж. К тому времени Депре уже был известен, и его
пригласил на должность придворного музыканта французский король Людовик XII. С Депре много сочинял, и его музыка быстро завоевала признание в самых широких кругах: её любили и знать, и простой народ. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские. В частности, он обращался к жанру итальянской народной песни — фроттоле (ит. frottola, от frotta — «толпа»), для которой характерен танцевальный ритм и быстрый темп. В церковную музыку Депре привносил черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешённость и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Однако чувство меры композитору никогда не изменяло. |