|
Полифоническая техника Депре не отличается изощрённостью. Его произведения элегантно просты, но в них чувствуется мощный интеллект автора. В этом и заключается секрет популярности его творений. Завершает историю нидерландской музыки Возрождения творчество Орландо Лассо (настоящие имя и фамилия Ролан де Лассю, около 1532—1594), названного современниками «бельгийским Орфеем» и «князем музыки». Лассо родился в городе Монс (Фландрия). С детских лет он пел в церковном хоре, поражая прихожан чудесным голосом. Гонзага, герцог итальянского города Мантуя, случайно услышав молодого певчего, пригласил его в собственную капеллу. После Мантуи Лассо недолго работал в Неаполе, а затем переехал в Рим — там он получил место руководителя капеллы одного из соборов. К двадцати пяти годам Лассо уже был известен как композитор, и его сочинения пользовались спросом у ното- Жоскен
Депре. Орландо
Лассо. 34 издателей. В Лассо изучил всё лучшее, что было создано его предшественниками (нидерландскими, французскими, немецкими и итальянскими композиторами), и использовал их опыт в своём творчестве. Будучи личностью неординарной, Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанрово-бытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической
техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались
мадригалы, в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц,
например «Слёзы святого Петра» ( С Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия. МУЗЫКА ГЕРМАНИИ В XVI столетии в Германии началась Реформация, существенно изменившая религиозную и культурную жизнь страны. Деятели Реформации были убеждены в необходимости перемен в музыкальном содер- МУЗЫКА АНГЛИИ Культурная
жизнь Англии в эпоху Возрождения была тесно связана с Реформацией. В XVI столетии в стране распространился протестантизм.
Католическая церковь утратила господствующее положение, государственной стала
Англиканская церковь, которая отказалась признавать некоторые догматы (основные
положения) католичества; большинство монастырей прекратили своё существование.
Эти события оказали влияние на английскую культуру, в том числе и на музыку. Открылись
музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. В дворянских
салонах звучали клавишные инструменты: вёрджинел (вид клавесина), портативный
(малый) орган и др. Популярностью пользовались небольшие сочинения,
предназначенные для домашнего музицирования. |