|
Наиболее
ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543
или 1544—1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником
английского мадригала. Его произведения отличаются простотой (он избегал
сложных полифонических приёмов), оригинальностью формы, которая следует за
текстом, и гармонической свободой. Все музыкальные средства призваны утверждать
красоту и радость жизни в противоположность средневековой строгости и
сдержанности. В жанре мадригала у композитора было много последователей. Бёрд
создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку.
В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев.
Композитор очень хотел, чтобы написанная им музыка «счастливо несла хоть
немного нежности, отдохновения и развлечения» — так писал Уильям Бёрд в
предисловии к одному из своих музыкальных сборников. Уильям
Бёрд. жании
богослужения. Это объяснялось двумя причинами. К середине XV в. полифоническое мастерство композиторов, работавших в
жанрах церковной музыки, достигло необычайной сложности и изощрённости. Подчас
создавались произведения, которые из-за мелодической насыщенности голосами и
пространных распевов не могли быть восприняты и духовно пережиты большинством
прихожан. К тому же служба велась на латинском языке, понятном итальянцам, но
чуждом для немцев. Основатель движения Реформации Мартин Лютер (1483—1546)
считал, что необходима реформа церковной музыки. Музыка, во-первых, должна
способствовать более активному участию прихожан в богослужении (при исполнении 35
Ганс Сакс. Мартин Лютер. полифонических композиций это было невозможно), а во-вторых, рождать сопереживание библейским событиям (чему препятствовало ведение службы на латинском языке). Таким образом, к церковному пению предъявлялись следующие требования: простота и ясность мелодии, ровный ритм, чёткая форма песнопения. На этой основе возник протестантский хорал — главный жанр церковной музыки немецкого Возрождения. В В подборе мелодий для хоралов активное участие принимал сам Лютер, а также его друг, немецкий теоретик музыки Иоганн Вальтер (1490—1570). Основными источниками таких мелодий были народные духовные и светские песни — широко известные и лёгкие для восприятия. Мелодии к некоторым из хоралов Лютер сочинил сам. Один из них, «Господь — опора наша», стал символом Реформации в период религиозных войн XVI в. Другая яркая страница немецкой музыки Ренессанса связана с творчеством мейстерзингеров (нем. Meistersinger — «мастер-певец») — поэтов-певцов из среды ремесленников. Они были не профессиональными музыкантами, а, прежде всего мастерами — оружейниками, портными, стекольщиками, башмачниками, пекарями и т. п. В городской союз таких музыкантов входили представители разных ремёсел. В XVI столетии объединения мейстерзингеров существовали во многих городах Германии. |