|
Свои песни мейстерзингеры сочиняли по строгим правилам, творческая инициатива стеснялась множеством ограничений. Новичок должен был сначала освоить эти правила, затем научиться исполнять песни, далее сочинять текст к чужим мелодиям, и только потом он мог создавать собственную песню. Мелодиями-образцами считались напевы прославленных мейстерзингеров и миннезингеров. Выдающийся мейстерзингер XVI в. Ганс Сакс (1494—1576) происходил из семьи портного, но в юности покинул родительский дом и отправился путешествовать по Германии. Во время странствий юноша обучился ремеслу сапожника, но главное — познакомился с народным искусством. Сакс был хорошо образован, прекрасно знал античную и средневековую литературу, читал Библию в немецком переводе. Он глубоко проникся идеями Реформации, поэтому писал не только светские песни, но и духовные (всего около шести тысяч песен). Ганс Сакс прославился и как драматург (см. статью «Театральное искусство эпохи Возрождения»). МУЗЫКА XVII—XVIII ВЕКОВ На рубеже XVI—XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. «хомо'с» — «один», «одинаковый» и «фоне» — «звук», «голос»). В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки — гомофонно-гармонический. Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных стра- 36 ОРАТОРИЯ И КАНТАТА Как
самостоятельный музыкальный жанр оратория (ит. oratorio, от позднелат.
oratorium — «молельня») начала складываться в Италии в XVI в. Истоки оратории музыковеды видят в литургической драме
(см. статью «Театр средневековой Европы») — театрализованных представлениях,
рассказывающих о библейских событиях. Подобные
действа разыгрывались в храмах — отсюда и название жанра. Сначала оратории
писали на тексты Священного Писания, и предназначались они для исполнения в
церкви. В XVII столетии композиторы стали сочинять оратории на
современные поэтические тексты духовного содержания. По строению оратория
близка к опере. Это крупное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра,
имеющее драматический сюжет. Однако в отличие от оперы в оратории нет
сценического действия: она рассказывает о событиях, но не показывает их. В
Италии в XVII в. сложился ещё один жанр — кантата (ит. cantata, от лат. canto —
«пою»). Как и ораторию, кантату обычно исполняют солисты, хор и оркестр, но по
сравнению с ораторией она короче. Кантаты писались на духовные и светские
тексты. стей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. (Такие сочинения называют духовными, так как слово «духовный» имеет более широкое значение, чем «церковный».) Основные духовные жанры XVII— XVIII вв. — кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства — опера. |