|
Монтеверди писал не только оперы, но и духовную музыку, религиозные и светские мадригалы. Он стал первым композитором, который не противопоставлял полифонический и гомофонный методы — хоровые эпизоды его опер включают в себя приёмы полифонии. В творчестве Монтеверди новое соединилось со старым — традициями эпохи Возрождения. К началу XVIII в. сложилась оперная школа в Неаполе. Особенности этой школы — повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто (ит. bel canto — «прекрасное пение»). Бельканто славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. В высоком регистре (диапазон звучания голоса) пение отличала лёгкость и прозрачность тембра, в низком — бархатная мягкость и густота. Исполнитель должен был уметь воспроизводить множество оттенков тембра голоса, а также виртуозно передавать многочисленные, накладывающиеся на основную мелодию быстрые последовательности звуков — колоратуры (ит. coloratura — «украшение»). Особое требование составляла ровность звучания голоса — в медленных мелодиях не должно быть слышно дыхания. В XVIII столетии опера стала основным видом музыкального искусства в Италии, чему способствовал высокий профессиональный уровень певцов, обучавшихся в консерваториях (ит. conservatorio, от лат. conservo — «охраняю») — учебных заведениях, готовивших музыкантов. К тому времени в центрах итальянского оперного искусства — Венеции и Неаполе — было создано по четыре консерватории. Популярности жанра служили и открывшиеся в Автограф партитуры мадригала
Клаудио Монтеверди. 39 ОПЕРА-СЕРИА И ОПЕРА-БУФФА В
XVIII в. сформировались такие оперные жанры, как опера-сериа
(ит. opera seria — «серьёзная
опера») и опера-буффа (ит. opera buffa — «комическая
опера»). Опера-сериа утвердилась в творчестве Алессандро Скарлатти (1660—1725)
— основателя и крупнейшего представителя неаполитанской оперной школы. За свою
жизнь он сочинил более ста таких произведений. Для оперы-сериа обычно выбирали
мифологический или исторический сюжет. Она открывалась увертюрой и состояла из
законченных номеров — арий, речитативов и хоров. Главную роль играли большие
арии; обычно они состояли из трёх частей, причём третья являлась повторением
первой. В ариях герои выражали своё отношение к происходящим событиям. Сложилось
несколько типов арий: героические, патетические (страстные), жалобные и др. Для
каждого использовался определённый круг выразительных средств: в героических
ариях — решительные, призывные интонации, бодрый ритм; в жалобных — короткие,
прерывистые музыкальные фразы, показывающие волнение героя, и др. Речитативы,
небольшие по Опера-сериа.
Картина итальянского художника. XVIII в. размерам
фрагменты, служили развёртыванию драматического повествования, как бы двигали
его вперёд. Герои обсуждали планы дальнейших действий, рассказывали друг другу
о случившихся событиях. Речитативы подразделялись на два типа: секко (от ит.
secco — «сухой») — быстрая |