|
Большое влияние на оперу-буффа оказал итальянский драматург, создатель национальной комедии Карло Гольдони. Наиболее остроумные, живые и яркие произведения этого
жанра создали неаполитанские композиторы: Ник-коло Пиччинни (1728—1800) —
«Чеккина, или Добрая дочка» ( Джованни Баттиста Перголези. (1653—1713), один из создателей жанра кончерто гроссо (um. concerto grosso — «большой концерт»). В концерте обычно принимают участие солирующий инструмент (или группа инструментов) и оркестр. «Большой концерт» строился на чередовании сольных эпизодов и звучании всего оркестра, который в XVII столетии был камерным и преимущественно струнным. У Корелли солировали большей частью скрипка и виолончель. Его концерты состояли из разных по характеру частей; их количество было произвольно. Один из выдающихся мастеров скрипичной музыки — Антонио Вивальди (1678—1741). Он прославился как блестящий скрипач-виртуоз. Современников привлекала его драматическая, полная неожиданных контрастов манера исполнения. Продолжая традиции Корелли, композитор работал в жанре «большого концерта». Количество написанных им произведений огромно — четыреста шестьдесят пять концертов, сорок опер, кантаты и оратории. Создавая концерты, Вивальди стремился к ярким и необычным звучаниям. Он смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы (резкие созвучия); выбирал в качестве солирующих редкие в то время инструменты — фагот, мандолину (считалась уличным инструментом). Концерты Вивальди состоят из трёх частей, причём первая и последняя Арканджело Корелли. *Слово «концерт» (нем. Konzert, um. concerto) произошло от латинского concerto, что означает «состязаюсь». 41 исполняются в быстром темпе, а средняя — медленная. Многие концерты Вивальди имеют программу — название или даже литературное посвящение.
Цикл «Времена года» ( СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Предшественниками
современных струнных смычковых инструментов — скрипки, альта, виолончели и
контрабаса — являются виолы. Они появились в конце XV
— начале XVI в. и вскоре, благодаря мягкому и нежному звучанию, стали
играть ведущую роль в оркестрах. Постепенно
виолы были вытеснены новыми, более совершенными струнными смычковыми
инструментами. В XVI—XVII столетиях над их созданием работали целые школы мастеров. Наиболее
известные из них — династии скрипичных мастеров, возникшие на севере Италии — в
городах Кремона и Бреша. Родоначальник
кремонской школы — Андреа Амати (около 1520 — около 1580). Особенно прославился
своим искусством Николо Амати (1596—1684), его внук. Он сделал устройство
скрипки почти совершенным, усилил звучание инструмента; при этом мягкость и
теплота тембра сохранились. Семейство
Гварнери работало в Кремоне в XVII—XVIII вв. Основатель
династии — Андреа Гварнери (1626—1698), ученик Николо Амати. Выдающийся мастер
Джузеппе Гварнери (1698—1744) разработал новую модель скрипки, отличную от
инструмента Амати. |