|
Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями — музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий — повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения — плачи. Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе — инструментальной музыке. Сцены из жизни фараонов и их приближённых на фресках гробниц изображают музыкантов с арфами, флейтами и инструментами, напоминающими лютню. В древних государствах Двуречья, как и в Египте, музыкантов изображали на рельефах и особенно часто на цилиндрических печатях (сцены ритуального пира или собрания богов). Музыкальные инструменты похожи на своих египетских «собратьев» — это арфы, лиры, лютни и флейты. Музыканты. Роспись гробницы.
Древний Египет. XIV в. до н.э. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПИСЬМО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДВУРЕЧЬЯ В
Почему
же столь сложно расшифровать даже такое маленькое музыкальное сочинение?
Причину следует искать в особом способе записи музыки. В Двуречье использовали
клинопись — письменность, знаки которой состоят из клиновидных чёрточек. Каждый
знак обозначал не один звук, а два, т. е. простейший вид созвучия — интервал.
Как должны исполняться эти звуки — последовательно или одновременно, в тексте
не указывалось. По
поводу записи египетской музыки существуют разные предположения. Если с этой
целью применяли иероглифы — рисунки-значки, каждый из которых соответствовал
слову или понятию, — тогда она также была неполной. Однако существовал ещё и
особый способ обозначения звуков через жесты — хирономия (от греч. «хе'йр»
— «рука» и «но'мос» — «закон»). Она практиковалась, вероятно, в хоровом пении и
известна по изображениям на рельефах гробниц. Музыкальное
письмо Древнего Египта и Двуречья вызывает немало вопросов. Почему музыкальные
произведения записывались неполно? Почему, создавая сложные системы
письменности, древний человек не стремился найти способ записи, предназначенный
для музыки, подобно тому как европейцы пришли к созданию нотной грамоты?
Вероятно, в сознании древних египтян и жителей Двуречья музыка была значительно
теснее связана со словом, нежели в более поздние эпохи. К тому же характер
музыки мог зависеть не только от содержания текста, но и от трактовки его
исполнителем. Возможно, поэтому музыкант записывал лишь самые необходимые
сведения, на основе которых он импровизировал. В отличие от исторической
хроники или поэтического произведения музыкальный текст был всего лишь своего
рода конспектом, в котором информация передавалась в сокращённом виде и, скорее
всего, была понятна только исполнителю. |