|
11 Музыканты. Фрагмент рельефа.
Ассирия. 668—627 гг. до н.э. Было развито хоровое пение; умение петь и управлять хором входило в обязанности писцов. При раскопках в городе Ур обнаружены клинописные «учебники» по пению. От II тысячелетия до н.э. до нас дошли термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады и жанры, — всего четырнадцать слов. Они встречаются в текстах из Ура, Ниппура, Ашшура и некоторых других древних городов. Расшифровать их удалось только в 60—70-х гг. XX в. И хотя учёные до сих пор спорят о том, каково было настоящее звучание древних интервалов и ладов, можно твёрдо сказать, что в Двуречье музыканты не только создавали АРФА И ЛИРА В МУЗЫКЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДВУРЕЧЬЯ Судя
по изображениям музыкантов в произведениях скульптуры и живописи, главная роль
в инструментальной музыке Древнего Египта и Двуречья принадлежала арфе и лире.
Во многом они сходны между собой: оба инструмента — струнные щипковые и
ориентированы вертикально (хотя встречались и горизонтальные арфы). Однако Двойная флейта. Систр
(ударный инструмент). Арфа. между
ними есть и существенные различия. Древневосточная
арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по
диагонали. Резонатор лиры намного крупнее (как правило, это деревянная
«коробка» в форме трапеции), струны одинаковы по длине, но различны по толщине
и силе натяжения (подобно струнам современных смычковых). По отношению к
резонатору струны лиры располагались или диагонально, или перпендикулярно, или
веерообразно. Существовало
множество разновидностей арфы и лиры. Они отличались друг от друга количеством
струн, размером, способом игры. Так, на ассирийских горизонтальных арфах играли
с помощью медиатора (тонкой длинной палочки), а на вертикальных — только
пальцами. Из
большого числа арф и лир древние греки заимствовали самую простую разновидность
лиры, в то время как арфа, по-видимому, оставила их равнодушными: она появилась
в античной культуре лишь в римскую эпоху. Лира. 12 и исполняли музыку, но и накапливали знания по музыкальной теории. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЯ Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. В древних литературных памятниках — Ригведе (X в. до н.э.), Атхарваведе и Самаведе (первая половина I тысячелетия до н.э.) — есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. Трактат «Натьяшастра» (I в. до н.э.) посвящен театру, музыке и танцу. В индийской музыке применялось семь основных звуков (они соответствуют европейской гамме). Октава делилась на двадцать два неравных интервала, наименьший из которых именовался «шрути», что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «то, что может быть услышано». Сама система также называлась шрути. Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала рага (от санскр. «цвет») — традиционная устойчивая мелодия. Слово «рага» использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодии. Каждая рага состояла из главного звука («правитель»), второго по значению звука («министр»), группы подчинённых звуков («помощники») и диссонирующего звука («враг»). |