|
В формировании личности и творчества Баха важную роль сыграла музыкальная культура немецкого протестантизма. Не случайно большая часть наследия композитора — духовная музыка. К самому популярному жанру XVIII в., опере, он не обращался. Бах никогда не покидал Германии, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах. Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями в музыке того времени. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестантского хорала с традициями европейских музыкальных школ. Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредото-
Дом Иоганна Себастьяна Баха.
Айзенах. Цимбалы в
доме Иоганна Себастьяна Баха. Айзенах. КАНТАТЫ БАХА Кантата
играла в протестантском богослужении роль, сопоставимую с ролью храмовой
живописи, — представляла в музыкальных образах библейские события, т. е.
создавала музыкальные иллюстрации к фрагментам Священного Писания. Она помогала
верующему «пережить» (а значит, глубоко понять) тот или иной эпизод библейской
истории. Кантату мог завершать (а порой и открывать) хорал, в котором излагался
основной смысл отрывка. Мелодия хорала была известна, поэтому к пению
присоединялись прихожане. Кантаты
Баха, особенно арии, исполнены огромной эмоциональной силы. Молитвенная
отстранённость сочетается в них со светлой радостью, а внутренний драматизм с
лирикой. В наследии композитора есть сольные (т. е. написанные для одного певца
и оркестра) и сольно-хоровые (включают арии и дуэты солистов, речитативы, хоры)
сочинения. Сольная кантата передаёт сокровенные чувства одного человека,
возникающие при чтении текста Писания, а сольно-хоровая — всей церковной
общины. Помимо
духовных Бах создал и светские кантаты. В «Кофейной» ( Титульный
лист партитуры кантаты «Радостный день», посвящённой открытию новой школы.
49 «СТРАСТИ» БАХА «Страсти», или пассивны
(от лат. passio — «страдание»), — музыкальная
композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа. Основная
идея «страстей» — самопожертвование Сына Божьего ради блага людей. Корни этого
жанра восходят к продолжительным и торжественным евангельским чтениям на
Страстной неделе (последняя неделя Великого поста перед Пасхой), вошедшим в
церковный обиход в IV в. В эпоху Средневековья такие
действа исполнялись как полупения-получтения. С XIII в. текст «страстей» стал произноситься по ролям. Выделялись партии
Евангелиста, позднее — отдельных персонажей (Христа, Иуды, Петра, Пилата и
др.), реплики толпы. В католическом богослужении сохранялся латинский текст. С
возникновением протестантизма появились «страсти» на немецком языке. Расцвет
жанра относится к XVII—XVIII вв., и связан он, прежде всего с творчеством Баха,
который внёс в «страсти» существенные изменения. «Страсти по Иоанну» ( |