|
ченностью мысли, отсутствием суетности. Важнейшая особенность его музыки — удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверенно, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных (в том числе органных) произведений. Вокально-драматическое творчество Баха включает около трёхсот сочинений — кантаты, хоралы, мотеты и др. Одно из величайших творений Баха — Месса си минор (1747— 1749 гг.). Композитор создавал это произведение, понимая, что оно не может быть исполнено в церкви (слишком велико для богослужения). Сложность структуры мессы сочетается с необыкновенной тонкостью и красотой музыки. Здесь есть арии, вокальные ансамбли, хоры; переданы самые разные эмоциональные состояния — от ликования до жалобы, от героики до лирики. Вокальные партии написаны на короткие фразы латинского текста, поэтому музыка передаёт смысл каждого слова. Эмоциональный центр мессы — хор «Распятый за нас при Понтии Пилате...»; в музыке звучит глубокий трагизм и сдержанность, внутренняя просветлённость. Не менее значительно
органное и клавирное наследие Баха: прелюдии, токкаты, фуги, хоральные
обработки. В Токкате и фуге ре минор (около Ноты клавирных упражнений Иоганна
Себастьяна Баха. *Прелюдия (от лат praeludo — «играю предварительно») — инструментальное вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшое самостоятельное произведение, главным образом для клавесина, фортепиано или органа. Токката (от urn. toccata — «прикосновение») — виртуозное инструментальное произведение, исполняемое в быстром темпе; обычно предназначено для клавишных инструментов. 50 (часть 1 — Оркестровая музыка — ещё одна грань творчества мастера. Он написал шесть Бранденбургских концертов (1711 — 1720 гг.), клавирные, скрипичные концерты (в том числе переложение шестнадцати концертов Вивальди), произведения для скрипки, виолончели и т. д. В оркестровых сочинения Бах продолжал традиции Вивальди. Так же как и венецианский композитор, он стремился соединить строгость формы (большинство концертов — в трёх частях) с богатством тембров, оригинальными сочетаниями инструментов. «Жемчужина» его оркестра — корнет (фр. cornet — «рожок»). Это узкая трубка с высоким, пронзительным звучанием. Корнет придаёт музыке праздничный, сочный колорит. |