|
В последние годы жизни
композитор почти потерял зрение, и самые виртуозные в полифоническом отношении
циклы («Музыкальное приношение», МУЗЫКА РОССИИ В России в XVIII столетии произошли глубокие перемены. Реформы Петра I (1682—1725 гг.) не только затронули политическое устройство страны, но и оказали серьёзное влияние на культуру. Стало развиваться светское искусство. Появились новые формы музыкальной жизни, заимствованные в Европе. Музыка сопровождала многочисленные маскарады и балы, которые устраивались в Петербурге. Пётр обычно въезжал в город с большой ФУГА Наиболее
сложная форма полифонической музыки — фуга (от лат. fuga — «бег»). В основе фуги лежит тема — мелодия, которая
проводится по разным голосам. Её переход в другой голос называется имитацией
— второй голос имитирует, т. е. повторяет, тему на другой высоте. Обычно фуга
имеет три части: экспозиционную, развивающую и завершающую. Каждая часть
состоит в свою очередь из двух элементов: разработки темы и интермедии —
фрагмента, когда тема не звучит и слушатель погружается в другую мелодию. В
экспозиции тема развивается в основной тональности попеременно всеми голосами в
определённом порядке и по строгим правилам. Затем следует интермедия. Во второй
части тема претерпевает различные изменения. Она может звучать на другой
высоте, в другой тональности, в уменьшении («сжимается»), увеличении
(«растягивается»), от конца к началу (в обратной последовательности),
восходящее движение заменяется нисходящим и т. д. Нередко применяется наложение
темы в одном голосе на её же звучание в другом, что усиливает напряжённость.
Третью часть, так же как и вторую, предваряет интермедия. В заключительном
разделе тема возвращается в основную тональность, и всё «становится на свои
места». Таким
образом, то, что слово «фуга» произошло от слова «бег», не случайно. Голоса всё
время как бы догоняют друг друга и приходят к согласию лишь в конце. Бывают
фуги двойные и тройные, т. е. не с одной, а с двумя или тремя темами. В
экспозиции и во второй части эти темы развиваются отдельно друг от друга, а в
заключительном разделе звучат одновременно и меняются местами. Форму фуги
композиторы используют для создания органной и клавирной музыки, сочинений для
камерного ансамбля и даже оркестра. ЗИНГШПИЛЬ Разновидность
комической оперы — зингшпиль (нем.
Singspiel, от singen — «петь» и Spiel — «игра»). Этот жанр характеризуется сочетанием
разговорных диалогов с пением. Зингшпиль сложился в середине XVIII столетия в Германии и Австрии. В Германии жанр развивался
под влиянием английской балладной оперы, в которой использовались
английские народные песни и популярные оперные мелодии. В основе музыки
зингшпиля лежали немецкие народные песни, а в качестве сюжета композиторы
обычно брали бытовые истории из жизни горожан или сельских жителей. В
Австрии зингшпиль формировался под влиянием итальянской комедии масок, а также
французской комической оперы. Австрийские композиторы наряду с песнями
народного характера включали в свои произведения арии, вокальные ансамбли и
другие развитые оперные формы. Важную музыкально-драматургическую роль играл
оркестр. В жанре зингшпиля работали такие выдающиеся венские композиторы, как
Йозеф Гайдн («Хромой бес», |