|
Первые оперы — это драматические пьесы, тексты которых распевались на народные мелодии. Разговорная речь чередовалась с пением. Автором оперы считался либреттист: он определял те фрагменты, к которым композитор должен был подобрать мелодии русских народных песен, а затем обработать их. Имя же композитора, «положившего текст на музыку», называлось вторым. Кстати, оперные либретто писала и императрица Екатерина II (1762—1796 гг.), покровительствовавшая музыкальному театру. Сюжеты были незамысловаты — чаще всего комически обыгрывались бытовые ситуации. Например, такая история: влюблённым не разрешают пожениться, а они с помощью хитростей и уловок преодолевают все препятствия. В последней трети XVIII в. достиг расцвета жанр хорового духовного концерта — крупного произведения для хора (без инструментального со- 52 провождения), написанного на текст религиозного содержания. Этот жанр пришёл на смену партесному концерту, распространённому в XVII — первой половине XVIII столетия. Текст хорового концерта представлял собой свободную комбинацию строф из псалмов. Большую роль в композиции играло противопоставление мощного звучания хора и прозрачной мягкости пения солистов. Как правило, концерты сочинялись для четырёх хоровых голосов: сопрано, альта, тенора и баса. Были концерты для восьми, двенадцати и даже двадцати четырёх самостоятельных партий. В русских хоровых концертах, в отличие от западных полифонических произведений, голоса не развивали самостоятельные мелодии, а выстраивались в систему аккордов. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ В
конце XVI столетия в Россию из Польши через Украину пришло
многоголосие. Постепенно в XVII в.
сформировался праздничный по духу, торжественный тип многоголосия — партесное
(от позднелат. partes — «голоса») пение.
Со временем оно вытеснило средневековую традицию. Голоса в партесном пении
соединялись в аккорды, и их звучание напоминало западный хорал. Наиболее
сложной структурой отличались партесные концерты. Лучшие мастера хорового концерта XVIII в. — Максим Созонтович Березовский (1745—1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825). Они использовали чисто русский приём полифонии, когда ведущая тема в верхнем голосе сопровождается похожими на неё короткими мелодиями в других голосах (они называются подголосками, а подобный приём — подголосочной полифонией). Сочинения часто состояли из двух-трёх частей и далеко не всегда укладывались в строгие рамки православного богослужения; поэтому хоровые концерты XVIII в. относят к духовной, но не к строго церковной музыке. В России того времени ещё не сформировались традиции сочинения музыки для оркестра, и хоровые концерты в русской музыкальной культуре играли ту же роль, что и крупные инструментальные произведения в европейской музыке. Произведения Березовского
отличаются драматической выразительностью, страстной скорбью. Самый знаменитый
его концерт — «Не отвержи мене во время старости» (около Концерты Бортнянского — выдающиеся образцы русской хоровой музыки. Секрет обаяния его сочинений — в возвышенной простоте и сердечности. Он создал большое количество концертов для разных составов: для одного и двух четырёхголосных хоров, для шестиголосного хора и др. Бортнянский был всесторонне одарённым композитором. Помимо духовной хоровой музыки им написаны оперы и сочинения для клавира. |