|
Дом, где родился Людвиг ван
Бетховен. Бонн. Орган, на котором учился играть
Людвиг ван Бетховен. 64 «ЛУННАЯ» СОНАТА Четырнадцатая
соната ( В
Соната
Бетховена — новаторское произведение подобного жанра. Необычно уже то, что она
начинается с медленной части (вместо быстрой), к тому же написанной не в
сонатной форме. В основе лежит тема, построенная на троекратном повторении
одного звука — характерный для Бетховена приём. Музыкальная тема у него может
состоять из минимального количества звуков (в «Лунной» сонате — один, в Пятой
симфонии — два) и при этом заключать в себе внутреннюю энергию и создавать
яркий образ. Драматический конфликт (происходящий обычно в первой части)
переносится в финал, причём возникает внезапно (ни первая, ни вторая часть его
в себе не содержит). Соната
имеет авторский подзаголовок «Почти фантазия» (ит. quasi una fantasia) и восходит к фантазиям Моцарта, основанным на
чередовании контрастных по характеру частей. «Лунная» соната построена по тому
же принципу, но Бетховен нашёл новое, оригинальное художественное решение:
медленное начало (размышление, глубокая печаль), изысканно-тонкая середина
(созерцание, наслаждение красотой мира), бурный, драматический финал (порыв
чувств, трагические образы судьбы). Автограф
партитуры «Лунной» сонаты. них переживаний и борьбы. Симфония передаёт чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Необычна её структура — пять частей вместо обычных четырёх. Каждая имеет программное название: «Пробуждение бодрых чувств по прибытии в село», «Сцена у ручья», «Весёлая компания поселян», «Гроза. Буря», «Радостное чувство благодарности после бури». В симфонии есть элементы изобразительности, звукоподражания (поют птицы, гремит гром и т. д.). Находки Бетховена в области оркестровки впоследствии использовались многими композиторами-романтиками. «ГЕРОИЧЕСКАЯ» СИМФОНИЯ Работая
над Третьей симфонией (1802—1804 гг.), Бетховен сначала хотел посвятить её
Наполеону Бонапарту — настолько восхищала и притягивала композитора эта сильная
личность. Наполеон казался настоящим героем, предводителем народных масс,
который руководствуется отнюдь не личными побуждениями. Но вот «генерал
революции» провозгласил себя императором, и стало очевидно, что им двигало
вовсе не стремление к общечеловеческому счастью, а жажда власти и славы. И
Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав лишь одно слово:
«Героическая». В
симфонии четыре части. Первая — грандиозное сонатное аллегро, где есть и
героическая борьба, и боль страдающей души, и тихое лирическое настроение, и
неуклонное стремление к победе. |