|
Вторая
часть — медленная. Это траурный марш. Музыка полна возвышенной скорби,
внутренней сосредоточенности. Третья
часть — стремительное скерцо. В симфониях Бетховена впервые менуэт заменяется
на скерцо. Благодаря этому элемент танца (что в XVIII в. связывало симфонию с танцевальной сюитой) становится
для симфонии необязательным. Четвёртая
часть — финал. Здесь и шутливая начальная тема, и танцевальная вторая, затем
обе преобразуются в военный марш, насыщенный драматизмом, и в лирические
вариации. В
целом музыка «Героической» симфонии отражает бурную и мятежную эпоху
Французской революции и Наполеоновских войн. Это произведение — гимн стойкости
человеческого духа, утверждение победы света и разума, преодоление боли и
отчаяния. Первое
исполнение симфонии состоялось в Вене в 65 БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Название
«оркестр» происходит от древнегреческого слова «орхестра», обозначавшего
площадку в театре, на которой выступали актёры и хор. В наши дни так именуют большой
коллектив музыкантов, совместно исполняющих на разных инструментах музыкальные
произведения. В зависимости от состава инструментов оркестры бывают струнные,
духовые и др. Самый совершенный по звучанию — большой симфонический оркестр. Он
предназначен для выступлений в театрах и концертных залах. Возникли
симфонические оркестры в начале XVII в. Их появление
связано с рождением оперы и инструментального концерта, требующих значительного
числа исполнителей. В современном большом симфоническом оркестре играют от
пятидесяти до семидесяти пяти человек (иногда и больше). Ядро оркестра —
струнные смычковые инструменты: скрипки (делятся на две подгруппы — первые и
вторые скрипки; каждая исполняет свою партию), альты, виолончели и контрабасы.
К этой группе можно отнести и струнно-щипковый инструмент арфу (обычно их две). В
состав оркестра входят духовые инструменты — деревянные и медные. Группа
деревянных включает флейты (две большие и одну малую — флейту-пикколо), гобои
(два обычных и английский рожок), кларнеты (два обычных, малый кларнет и
бас-кларнет), фаготы (два обычных и один низкого тона — контр-фагот). Группу
медных инструментов составляют валторны (четыре и более), трубы (две-три),
тромбоны (три) и туба. В
оркестре обязательно есть ударные инструменты: литавры, барабаны, тарелки,
колокола, треугольник, бубен, ксилофон и др. Иногда композиторы вводят в
оркестр также фортепиано и орган. Богатый
состав инструментов даёт оркестру широкий набор выразительных средств — от
мощного звучания до воспроизведения тончайших оттенков мелодии, от глубоких
низких тембров до очень высоких нежных звуков. Возглавляет
большой симфонический оркестр дирижёр. Движениями рук он руководит артистами:
добивается стройности звучания, соответствия исполнения музыки замыслу
композитора и собственному видению произведения. |