Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Вторая часть — медленная. Это траурный марш. Музыка полна возвышенной скорби, внутренней сосредоточенности.

Третья часть — стремительное скерцо. В симфониях Бетховена впервые менуэт заменяется на скерцо. Благодаря этому элемент танца (что в XVIII в. связывало симфонию с танцевальной сюитой) становится для симфонии необязательным.

Четвёртая часть — финал. Здесь и шутливая начальная тема, и танцевальная вторая, затем обе преобразуются в военный марш, насыщенный драматизмом, и в лирические вариации.

В целом музыка «Героической» симфонии отражает бурную и мятежную эпоху Французской революции и Наполеоновских войн. Это произведение — гимн стойкости человеческого духа, утверждение победы света и разума, преодоление боли и отчаяния.

Первое исполнение симфонии состоялось в Вене в 1805 г. и вызвало противоречивые оценки. Большинство критиков крайне резко отзывались о «Героической», указывая, что масштабы сочинения непропорционально велики, а музыка скучна и непонятна. Лишь спустя годы произведение начало находить своего слушателя.

65

 

 

БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Название «оркестр» происходит от древнегреческого слова «орхестра», обозначавшего площадку в театре, на которой выступали актёры и хор. В наши дни так именуют большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих на разных инструментах музыкальные произведения. В зависимости от состава инструментов оркестры бывают струнные, духовые и др. Самый совершенный по звучанию — большой симфонический оркестр. Он предназначен для выступлений в театрах и концертных залах.

Возникли симфонические оркестры в начале XVII в. Их появление связано с рождением оперы и инструментального концерта, требующих значительного числа исполнителей. В современном большом симфоническом оркестре играют от пятидесяти до семидесяти пяти человек (иногда и больше). Ядро оркестра — струнные смычковые инструменты: скрипки (делятся на две подгруппы — первые и вторые скрипки; каждая исполняет свою партию), альты, виолончели и контрабасы. К этой группе можно отнести и струнно-щипковый инструмент арфу (обычно их две).

В состав оркестра входят духовые инструменты — деревянные и медные. Группа деревянных включает флейты (две большие и одну малую — флейту-пикколо), гобои (два обычных и английский рожок), кларнеты (два обычных, малый кларнет и бас-кларнет), фаготы (два обычных и один низкого тона — контр-фагот). Группу медных инструментов составляют валторны (четыре и более), трубы (две-три), тромбоны (три) и туба.

В оркестре обязательно есть ударные инструменты: литавры, барабаны, тарелки, колокола, треугольник, бубен, ксилофон и др. Иногда композиторы вводят в оркестр также фортепиано и орган.

Богатый состав инструментов даёт оркестру широкий набор выразительных средств — от мощного звучания до воспроизведения тончайших оттенков мелодии, от глубоких низких тембров до очень высоких нежных звуков.

Возглавляет большой симфонический оркестр дирижёр. Движениями рук он руководит артистами: добивается стройности звучания, соответствия исполнения музыки замыслу композитора и собственному видению произведения.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz