![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Такой сложный состав складывался постепенно, но основные группы инструментов появились уже во второй половине XVIII в., а полностью большой симфонический оркестр сформировался к середине XIX столетия. Вершиной симфонического
творчества Бетховена стала Девятая симфония. Задумана она была ещё в Первая часть — сонатное аллегро. Музыка здесь сурова и драматична. В главной партии как бы из хаоса звуков рождается четкая и очень масштабная тема. Вторая часть — скерцо по характеру перекликается с первой. Написано скерцо в сложной трёхчастной форме, причём первая и последняя части представляют собой сонатное аллегро. Таким образом, шутливая, игровая музыка обретает у Бетховена серьёзность и драматизм. Третья часть, исполняемая в медленном темпе, — это спокойный взгляд просветлённой души. Здесь соединились вариации на две темы: 66 первая, сосредоточенная и вдохновенная, сменяется второй, полной лирического обаяния. Дважды в конце второй части в неторопливое течение музыки врываются звуки фанфар. Они напоминают о грозах и битвах, но изменить общий философский, созерцательный образ не в силах. Эта музыка — вершина лирики Бетховена. Четвёртая часть — финал. Замечательна находка композитора в решении вступления: темы предыдущих частей, как в хороводе, проплывают Автограф партитуры Девятой
симфонии. 67 Людвиг ван Бетховен на прогулке. перед слушателем словно уходящее прошлое, подобно тому как перед самым важным шагом в своей жизни человек осмысливает прожитое. Эти темы связывает друг с другом музыка, похожая на оперный речитатив (её исполняют виолончели и контрабасы). И вот появляется тема радости. Удивителен внутренний строй темы, похожей на хорал: трепетность — и строгая сдержанность, огромная внутренняя сила, в конце концов, высвобождающаяся в грандиозном гимне добру, истине и красоте. Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы и мироздания, как осознание всеобщего человеческого братства, равенства людей перед Богом. Положив на музыку текст Шиллера, Бетховен сократил его. Он убрал философские размышления и оставил лишь те фрагменты, в которых прославляются Бог и стремление к победе человеческого духа. Таким образом, композитор создал собственную «Оду к радости», весьма отличающуюся от оригинала. Премьера симфонии состоялась
в |
![]() |
![]() |
|