|
При жизни Бетховена Девятая симфония для многих осталась непонятной; ею восторгались лишь те, кто близко знал композитора, его ученики и просвещённые в музыке слушатели. Со временем симфонию стали включать в свой репертуар СОНАТА «АПАССИОНАТА» И ПЯТАЯ СИМФОНИЯ Двадцать
третья соната («Апассионата») была закончена в По
масштабам соната приближается к симфонии. В ней три части: первая —
драматическое сонатное аллегро, вторая — медленная, сосредоточенная, третья —
бурный финал, написанный в сонатной форме. Первая и последняя части показывают
противостояние человеческой воли и стихийной, роковой силы. Название как нельзя
лучше отвечает духу произведения: авторская пометка «apassionata» означает по-итальянски «страсть». «Апассионата»
внутренне связана с Пятой симфонией, в которой ярче всего выразилась главная
тема творчества Бетховена — борьба человека с судьбой. У этих произведений
общий круг образов; короткая ритмическая структура в первой части «Апассионаты»
перекликается с темой судьбы из Пятой симфонии. Этой теме дано название самим
композитором. «Так судьба стучится в дверь», — писал Бетховен. Есть сходство и
в драматургии цикла: заключительные части и сонаты, и симфонии идут без
перерыва; тем самым подчёркивается стремительность и необратимость событий. Но
если «Апассионата» завершается самой драматической частью (здесь борьба только
начинается), то в Пятой симфонии противостояние и напряжение разрешаются
триумфальным радостным финалом. Людвиг
ван Бетховен за роялем. 68 ПАРТИТУРА Запись
всех голосов (партий) инструментов музыкального произведения, предназначенного
для коллектива исполнителей, называется партитурой (ит. partitura — буквально «разделение», «распределение»). Свою строчку
в партитуре имеет каждая группа инструментов. Строчки расположены одна под
другой и объединены вертикальными отрезками — тактовыми чертами. В современных
партитурах группы инструментов записывают следующим образом. На верхних
строчках фиксируют партии деревянных духовых инструментов в такой
последовательности: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Ниже идут медные духовые
инструменты: валторны, трубы, тромбоны, тубы; ещё ниже — ударные инструменты.
На последних строчках размешают струнные инструменты — скрипки, альты,
виолончели, контрабасы. Если в произведении композитор использует арфу,
фортепиано и орган, то их партии записываются над группой струнных. Голоса
солистов и хора, в опере например, располагают над строчкой скрипок. Страница
партитуры Первой симфонии Людвига ван Бетховена. лучшие оркестры мира, и она обрела новую жизнь. Для произведений позднего периода творчества композитора (20-е гг. XIX в.) характерны сдержанность чувств и философская углублённость, что значительно отличает их от страстных и драматических ранних сочинений. |