|
В
песнях Шуберта огромное значение обретает партия фортепиано. Она
нечто большее, чем просто аккомпанемент. У многих сочинений есть короткое
фортепианное вступление и заключение (часто одинаковые по музыке). Однако
краткость не мешает точно и полно показать настроение песни. Фортепиано,
казалось бы, полностью подчинено голосу. Но именно оно передаёт невыразимые
словами оттенки чувств, скрытые, порой ещё не осознанные героем ощущения,
раскрывает внутренний смысл слов и обогащает вокальную мелодию. Помимо
отдельных песен Шуберт создал три вокальных цикла. Два из них — «Прекрасная мельничиха»
( Титульный
лист сборника песен Франца Шуберта. Лейпциг. Конец XIX в. Бурные романтические чувства
сочетаются здесь с ясной классической формой, произведение отличается
стройностью композиции. Вместо обычных для этого жанра четырёх частей симфония
имеет две: первая — драматическая, вторая — лирическая. Версия о том, что
закончить симфонию автору не дала смерть, несостоятельна: спустя несколько лет
после работы над ней появилась Девятая («Большая») симфония (1825—1828 гг.).
Вероятно, Шуберт, создав две части Восьмой, временно прервал работу, а позже
счёл двухчастную структуру оправданной. Восьмой и Девятой симфониям пришлось
долго ждать встречи со слушателями: «Неоконченная» была впервые исполнена лишь
в Песенный дар Шуберта наложил отпечаток на все области его творчества, в том числе на фортепианную музыку. Значительную часть наследия композитора составляют небольшие музыкальные пьесы, или 72 миниатюры. Пример подобных произведений — лендлеры, написанные для музицирования во время «шубертиад». Музыка на первый взгляд кажется незатейливой, даже наивной, но, внимательно слушая, можно почувствовать, как она изысканна и изящна. Самыми серьёзными по содержанию стали два цикла миниатюр — «Экспромты» и «Музыкальные моменты». Каждая пьеса передаёт определённое душевное состояние. Композитор также обращался и к жанру сонаты. |