Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В песнях Шуберта огромное значение обретает партия фортепиано.

Она нечто большее, чем просто аккомпанемент. У многих сочинений есть короткое фортепианное вступление и заключение (часто одинаковые по музыке). Однако краткость не мешает точно и полно показать настроение песни. Фортепиано, казалось бы, полностью подчинено голосу. Но именно оно передаёт невыразимые словами оттенки чувств, скрытые, порой ещё не осознанные героем ощущения, раскрывает внутренний смысл слов и обогащает вокальную мелодию. Помимо отдельных песен Шуберт создал три вокальных цикла. Два из них — «Прекрасная мельничиха» (1823 г.) и «Зимний путь» (1827 г.) — написаны на стихи немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера и представляют собой повествование с единой сюжетной линией. Сюжеты обоих циклов традиционны для романтизма. «Прекрасная мельничиха» — история безответной любви молодого человека к дочери мельника. Однако сложный мир чувств влюблённого показан с такой глубиной и деликатностью, что незамысловатый сюжет становится серьёзным и волнующим. «Зимний путь» — рассказ о страннике, покинувшем родной дом и страдающем от одиночества. В этом цикле, строго говоря, нет развитой сюжетной линии: герой переходит с места на место и песни воспроизводят картины его странствий, а через них — внутреннее состояние. Почти все песни драматичны по характеру и оригинальны по форме и мелодическому рисунку. Вокальная партия тяготеет к речитативу, а партия фортепиано вносит лаконичные и яркие штрихи в картину мира, в котором странствует герой. В этом мире каждая мелочь (липа, флюгер, почтальон или шарманщик) напоминает ему об одиночестве и неприкаянности. Сборник песен Шуберта — «Лебединая песня» (на стихи разных поэтов) — был составлен после смерти композитора издателем нот и вышел в 1828 г.

Титульный лист сборника песен Франца Шуберта. Лейпциг. Конец XIX в.

Бурные романтические чувства сочетаются здесь с ясной классической формой, произведение отличается стройностью композиции. Вместо обычных для этого жанра четырёх частей симфония имеет две: первая — драматическая, вторая — лирическая. Версия о том, что закончить симфонию автору не дала смерть, несостоятельна: спустя несколько лет после работы над ней появилась Девятая («Большая») симфония (1825—1828 гг.). Вероятно, Шуберт, создав две части Восьмой, временно прервал работу, а позже счёл двухчастную структуру оправданной. Восьмой и Девятой симфониям пришлось долго ждать встречи со слушателями: «Неоконченная» была впервые исполнена лишь в 1865 г., «Большая» — несколько раньше, в 1839 г.

Песенный дар Шуберта наложил отпечаток на все области его творчества, в том числе на фортепианную музыку. Значительную часть наследия композитора составляют небольшие музыкальные пьесы, или

72

 

миниатюры. Пример подобных произведений — лендлеры, написанные для музицирования во время «шубертиад». Музыка на первый взгляд кажется незатейливой, даже наивной, но, внимательно слушая, можно почувствовать, как она изысканна и изящна. Самыми серьёзными по содержанию стали два цикла миниатюр — «Экспромты» и «Музыкальные моменты». Каждая пьеса передаёт определённое душевное состояние. Композитор также обращался и к жанру сонаты.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz