|
В 74 Дом, где родился Роберт Шуман.
Цвиккау. XIX в. Лейпцигская консерватория. XIX в. вый музыкальный журнал» и в течение десяти лет был его главным редактором. Форма статей, публиковавшихся в журнале, была необычна: не унылые рассуждения, а «письма», «дневниковые записки», «сценки из жизни», диалоги. Обладая тонким художественным вкусом, Шуман находил такие поэтические сравнения, что у читателя создавалось впечатление, будто он сам слышит музыку. Часто Шуман писал статьи не от собственного имени, а от имени выдуманных им героев — Флорестана, Эвзебия и Раро. Эти персонажи воплощали стороны личности самого композитора. Флорестан — пылкий бунтарь, его речь горяча, шутки едки; Эвзебий — поэт, вдохновенный мечтатель; Раро — спокойный и объективный ценитель искусства. Шуман верил в существование духовного союза музыкантов и называл его «Давидсбунд», что в переводе с немецкого означает «Давидово братство». Основателем союза композитор считал библейского царя Давида, автора псалмов, который, отстаивая свободу и веру своего народа, боролся с племенем филистимлян. Подобно Давиду, считал Шуман, члены «Давидсбунда» борются с филистерством — мещанским отношением к музыке. Давидсбундлерам свойственны смелость мысли, сила чувств и неутомимый дух творческих исканий. К союзу композитор причислял близких друзей, вымышленных Флорестана, Эвзебия и Раро, талантливых художников всех эпох — как современников (Берлиоза, Мендельсона, Шопена, Паганини), так и предшественников (Баха, Моцарта и др.). «Давидсбунд» был для Шумана не просто фантазией, но духовной реальностью, в которой и живые, и ушедшие музыканты пребывают в единении. Время расцвета
композиторского таланта Шумана приходится на 30-е гг. XIX в. Тогда появились циклы
фортепианных пьес «Бабочки» ( «Карнавал» состоит из двадцати маленьких пьес, и у каждой — свои герои. Это и дорогие Шуману люди — будущая жена Клара Вик (пьеса «Киарина»), первая любовь композитора Эрнестина фон Фриккен («Эстрелла»), и выдающиеся музыканты — Фридерик Шопен, Никколо Паганини, и двойники самого композитора — Флорестан и Эвзебий. В «Карнавале» участвуют персонажи итальянской комедии масок (Коломбина, Панталоне, Арлекин, Пьеро) и Страница первого номера «Нового
музыкального журнала». Эскиз декораций к спектаклю
«Карнавал» по одноимённому циклу Роберта Шумана. Постановка Музыкального театра
имени К.С. Станиславского и В.И.
Немировича-Данченко, Москва. 75 Клара Вик. просто Танцующие буквы. Шуман сумел передать самое характерное в облике героев. Музыкальные портреты получились очень узнаваемыми и настолько зримыми, будто их нарисовал художник на холсте. Пьесы объединены общей идеей. В каждой присутствует мотив из трёх или четырёх нот или ми бемоль, до, си, или ля, ми бемоль, до, си. Если обозначить ноты латинскими буквами (по системе, принятой в Европе), то получатся сочетания SCH и ASCH. Первое образует в немецком языке звук «ш» — начальный звук фамилии Шуман, а второе — название городка Аш, в котором жила Эрнестина фон Фриккен. Следовательно, цикл можно рассматривать как музыкальный автопортрет Шумана. Кульминация цикла — заключительный «Марш давидсбундлеров против филистимлян», где темы давидсбундлеров «побеждают» глуповатую тему старинной песни, олицетворяющую консерватизм филистеров. |