|
С образом карнавала связан ещё один цикл — «Бабочки». Он навеян произведениями любимого писателя Шумана — Жана Поля (1763— 1825), в частности романом «Мальчишеские годы», где изображена сцена маскарада. Цикл «Крейслериана» состоит из восьми пьес. В качестве литературного источника исследователи называют два произведения немецкого писателя-романтика, композитора и художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана — «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» и «Житейские воззрения кота Мурра наряду с фрагментарной биографией капельмейстера Иоганна Крейсле- ПЕСНИ ШУМАНА Центральное
место в вокальном наследии Роберта Шумана занимают два цикла Для
«Любви поэта» композитор взял стихи из цикла Генриха Гейне «Лирическое
интермеццо». Сочинение Гейне — повествование о юношеской любви, на которую
автор в пору зрелости смотрит со снисходи- тельной
усмешкой. В трактовке Шумана это рассказ о сильном и зрелом чувстве, которое то
окрыляет героя, то заставляет страдать (так как любимая женщина отвергает его).
Песни цикла поражают разнообразием форм и вокальных приёмов, сложностью
фортепианной партии. Короткие зарисовки сменяются длинными монологами, и в них
нередко используется речитатив. Финал цикла «Любовь поэта» — развёрнутый
фортепианный «монолог». Одни исследователи считают, что здесь дан образ возлюбленной,
забыть которую герой не в силах. Другие полагают, что это более глубокий образ
— романтическая мечта о красоте, без которой творчество немыслимо. Автограф
партитуры песни из цикла «Любовь поэта». 76 ра». Возможно, в герое Гофмана композитор видел черты собственного характера. В одном из писем он отмечал: «Крейслер... эксцентричный, дикий, гениальный капельмейстер». Сохранилось и другое письмо — к Кларе Вик. Рассказывая о пьесах «Крейслерианы», композитор писал: «...в них главную роль играешь ты и мысль о тебе». Любовь Шумана к Кларе — дочери Фридриха Вика — скрытая «программа» многих фортепианных сочинений 30-х гг., так как именно в это время он добивался у её отца разрешения на брак. |