|
Представителям венской классической школы, и, прежде всего Автограф партитуры симфонии
Иозефа Гайдна. СИМФОНИЯ Наиболее
сложная форма инструментальной музыки — симфония (греч. «созвучие»).
Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра
велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и
нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался
жанр в середине XVIII столетия в творчестве
представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический
цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и
приёмами развития темы. Первая
часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе,
наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление.
Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья
— контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо
танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX
в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu — «мелкий»),
распространённого салонного танца XVIII столетия.
Позднее менуэт был заменён скерцо (от ит. scherzo — «шутка») — так назывались небольшие вокальные или
(инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию.
Четвёртая, обычно быстрая, часть — финал симфонии; здесь подводятся итоги
развития тем и образов произведения. СОНАТНАЯ ФОРМА Одна
из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала
складываться в первой половине XVIII в. и окончательный
вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской
классической школы. Сонатная форма — это принцип изложения музыкального
материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а
взаимодействие тем и художественных образов. Темы — главная и побочная — либо
противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие
тем проходит три этапа — экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции
(от фр. expose' — «изложение»). Главная звучит
в основной тональности (которая и определяет наименование тональности всего
сочинения, например Симфония до мажор), побочная обычно излагается в иной
тональности — между темами возникает контраст. В
разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в
острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот,
уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. Обе темы могут
предстать в ином освещении, например, будут исполнены другим составом
инструментов, или резко поменять характер. В
репризе (фр. reprise, от reprendre — «возобновлять», «повторять») темы на первый взгляд
возвращаются в начальное состояние. Однако побочная звучит уже в основной
тональности, таким образом приходя к единству с главной. Реприза — итог
сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и
разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе — коле
(от ит. coda — «хвост»), однако она
необязательна. |